Динамично развиваются сегодня события на Украине – но не фронтах Донбасса, а на территории, контролируемой майданной властью.
Холодная война между киевским олигарх-президентом П. Порошенко и днепропетровским олигарх-губернатором И. Коломойским, начавшаяся несколькими днями ранее с попытки отобрать у последнего государственную компанию «Укртранснафта», определённо готовится перейти в горячую фазу.
Так, глава «службы безопасности Украины» В. Наливайченко сообщил сегодня о начале проверки «высокопоставленных должностных лиц Днепропетровской области» на предмет причастности к контрабанде и убийству офицера СБУ. Наливайченко сказал буквально следующее: «Мы имеем дело с очень опасной межрегиональной бандой, зарабатывала на крови, цинично прикрываясь удостоверениями добровольческих батальонов. У нас есть обоснованные данные, что именно она получает поддержку, а иногда и финансирование от высокопоставленных чиновников Днепропетровской ОГА. Сейчас мы проверяем эту информацию».
Добровольческие батальоны, в том числе неонацистского толка – основная военная сила днепропетровского губернатора, насчитывающая, по разным оценкам, до 15 тыс. хорошо вооружённых людей. В тот момент, когда Коломойский со своими боевиками несколько дней назад выбил из здания «Укртранснафты»захвативших её боевиков «от Порошенко», он предупредил, что и в самой украинской столице у него имеется 2 тыс. людей, готовых если что воевать за неприкосновенность собственности.
Таким образом, атака спецслужбистов на батальоны – это атака на самого Игоря «Беню» Коломойского.
В свою очередь ещё один олигарх, министр внутренних дел Арсен Аваков, выступил сегодня с требованием ко всем частным охранным предприятиям в 24 часа разоружиться. Ибо по закону «никто кроме государственных служащих» не имеет права носить огнестрельное оружие в общественных местах. Аваков – имеющий неофициальный статус «фейсбук-министра» – заявил в своём фейсбуке: «На улицах городов не будут бродить личные охранные группы бизнесменов и политиков – с огнестрельным оружием. Это касается всех и квази-«патриотов», и реальных патриотов, и крупных бизнесменов и олигархов. И – персонально – Коломойского, Пинчука, Ахметова, Еремеева, Суркиса, Григоришина и других… Хотите иметь охрану вашего бизнеса с огнестрельным оружием? – жёстко по закону – привлекайте милицейскую Государственную службу охраны. Иное – будет пресечено».
Таким образом, видимо, глава МВД пытается остаться пока что над схваткой и во всяком случае сделать вид, что он борется строго за законность. Практическая реализация его фейсбук-призыва затруднена тем, что добровольно выполнять её вряд ли кто-то захочет. А сил принудительно разоружить всех больших и малых баронов нынешней Украины у государства, как показала история с «Укртранснафтой», просто нет. «Укртранснафта» сейчас окружена укреплениями и охраняется людьми Коломойского. Естественно – вооружёнными.
...Для того, чтобы понять суть происходящего – просто мысленно перенесём ситуацию в Россию. Получится примерно так: президент России, известный конфетный магнат Путин, протаскивает через Госдуму и Совфед закон, чтобы отобрать у топливного олигарха (и губернатора Петербурга) контроль над «Газпромом». Тот в ответ высылает отряд боевиков в Москву и, зачистив штаб-квартиру госкомпании, выставляет охранный отряд…
Фактически на Украине перешёл в открытую стадию процесс деградации и исчезновения государства, о неизбежности которого мы писали в течение последних двух лет и который лишь ускорился за счёт прошлогоднего майдана. Сейчас официальная власть (должности, погоны) в украинской реальности начинают что-то значить только тогда, когда они обеспечены конкретной огневой мощью – ибо в «диктатуру законности», мягко говоря, верить на современной Украине несколько наивно. Поэтому И.В. Коломойский – властитель Днепропетровский, Запорожский и Одесский, киевский политик Балога – властитель Закарпатский, и так далее. А ныне забытый губернатор Донецкой области по версии Киева С. Тарута – практически никто.
К этому стоит добавить число и сложные отношения бизнес-боевых группировок и их руководителей, от количества имён которых у российского читателя несколько кружится голова. Отношения, конфликты, коалиции, атаки и ответные удары между ними и составляют то, что сейчас является реальной украинской политикой. По ряду причин – таким образом никак не может управляться единая страна с 37-миллионным населением.
Поэтому курс государства Украина на распад остаётся неизменным – и есть серьёзные основания подозревать, что при таких раскладах оно может просто не дожить даже в нынешнем «как бы целом»виде до ожидаемой весенней кампании на Востоке.