Трудно согласиться с теми прогнозами, что смена власти и реставрация Саакашвили-Единое национальное движение в Тбилиси невозможны. Дело даже не в анонсированной на 21 марта масштабной акции ЕНД в грузинской столице. Дело — в тренде, который на данный промежуток времени диктуют своим марионеткам или «просто дружественным» правительствам стратеги из «Вашингтонского ЦК»
Ряд последних публичных заявлений властей Грузии свидетельствует, что в Тбилиси всерьез обеспокоились своим будущим и, вероятно, прошлогодние слухи о том, что США намерены погрузить Грузию в пучину очередной «цветной революции» не являются преувеличением. Апофеозом метаний официального Тбилиси следует признать заявление президента Георгия Маргвелашвили от 19 марта о том, что он не прибудет в Москву на празднование 70-летия Победы, хотя получал официальное приглашение от России прилететь в Москву 9 мая. Решение красноречивое — этим шагом нынешние власти Грузии как бы открещиваются не только от личностей Сталина и Берия, руководивших тогда СССР, но и от грузина Кантария, который, как было принято считать в советской историографии, был одним из установивших на Рейхстаг Знамя Победы солдат, увеличенную копию которого в Москве намерены пронести по улицам и площадям российской столицы 9 мая.
Понятно, что Грузия не одинока в подобном решении, но, согласимся, уподобляться «сухопутным авианосцам США в Евросоюзе» в лице Польши, Латвии, Эстонии и т.д. официальному Тбилиси на самом деле было крайне не то что невыгодно, а и неудобно. И пытаться найти «оправдание» в том, что, мол, после направления приглашения Маргвелашвили Россия пошла на подписание «провокационного» и «циничного» договора о союзничестве и интеграции с Республикой Южная Осетия (РЮО), и это не может быть воспринято Грузией по иному, кроме как «агрессия» и «неконструктивизм», — как представляется, это просто попытка сделать приличную мину при плохой игре.
Как администрации Маргвелашвили, так и неформальному лидеру политического объединения «Грузинская мечта» Бидзине Иванишвили (впрочем, и предыдущей администрации Михаила Саакашвили) заведомо было известно, что Москва никогда не пойдет на пересмотр своих решений о признании (в 2008-м) независимости Южной Осетии и и Абхазии. Не говоря уже об отказе от двусторонних договоров с властями этих республик о военном сотрудничестве, дислокации российских военных баз и погранвойск на их территориях. Поэтому искать взаимосвязанность между отказом Маргвелашвили прибыть в Москву 9 мая и тем же российско-осетинским договором от 18 марта — заведомый путь в тупик.
Намного продуктивней искать причину происходящего в том, что предшествовало мессиджу из Тбилиси, который, как представляется, в большей степени обращен не к России, а к США, в тех событиях и делах, которые связаны с Грузией и ее бывшим президентом Саакашвили. При этом не следует забывать, что большую часть антироссийских демаршей Тбилиси начал предпринимать после 14 марта, когда, наконец, сообщили из Вашингтона, что вроде бы Белый дом определился с кандидатурой нового посла США в Грузии. Им, согласно информации посольства США в Грузии, может стать карьерный дипломат Ян Келли, чью кандидатуру американский президент Барак Обама уже внес в Сенат на утверждение. В 2007-2009 гг. Келли возглавлял офис по делам России в Бюро по делам Европы и Евразии, до этого (в 2004-2007 гг.) был начальником отдела по общественным делам НАТО. В 2000-2004 гг. работал информационным офицером посольства США в Италии, в 1997-2000 гг. занимал эту же должность в посольстве США в Турции. В 1994-1996 гг. был офицером программ в Офисе координации помощи новым независимым государствам. До этого в разные годы работал на разных позициях в миссиях США в Австрии, бывшей Югославии, бывшем СССР и Италии. А до дипломатической карьеры работал резидентом-директором программы русского языка в бывшем СССР и преподавал в Бернардском и Колумбийском колледжах Нью-Йорка. Короче — спец по русскому языку, по СССР-России, Югославии-Сербии, и уже один сей факт вынуждает задуматься, для чего он может сегодня направляться именно в Грузию.
Обратим внимание на внутригрузинские реалии. С конца лета 2014 г. саакашвилевское Единое национальное движение (ЕНД) — бывшая правившая партия, угрожает еще раз «революционизировать» страну. Особенно участились эти угрозы после того, как администрация Обамы…лишила права Саакашвили на трудовую визу в США. Да, бывшему грузинскому президенту «нашли работу» на «майданутой» Украине. Однако внезапно выяснилось (и это еще раз подтвердил во время ток-шоу на одном из украинских телеканалов сам Саакашвили), его поражают масштабы и глубина коррупции на Украине. В целом бесперспективность жизни в этой стране — как известно, Саакашвили пришлось не по душе: корейские автомобили на Украине стоят дороже, чем «Мазератти» в Грузии, да и жилье «по себе» грузинский президент в Киеве все никак не приобретет. То есть г-ну Саакашвили неуютно на Украине, разваливаемой в том числе и его усилиями, и ему не в радость даже то, что ряд его верных активистов-сторонников также трудоустроены сейчас в Киеве.
Итак, Вашингтон не хочет содержать «при себе» Саакашвили, в Европе бывший грузинский президент тоже негласно как бы персона нон-грата, что было заметно еще в 2008-м, когда Хайди Тальявини в своем заключении однозначно обвинила именно Тбилиси в разжигании войны в Южной Осетии. А на Украине уже не хочет оставаться сам Саакашвили. Вот и напрашивается предположение: он прилагает немало усилий для того, чтобы убедить США в его личной «необходимости для американских интересов» непосредственно в Грузии, а не где-нибудь в ином месте.
Уже в марте сторонники Саакашвили в Грузии предпринимают акции, посредством которых дают понять населению, что они еще сильны, и их заявления о намерении вернуться к власти — не пустые угрозы. Во-первых, инциденты в Менгрелии: 1) в Зугдиди у офиса ЕНД и у офиса проамериканского НПО «Центр поддержки и свободы», которым руководит жена подсудимого бывшего министра обороны Бачаны Ахалая (Ани Надареишвили); 2) в Поти, когда члены НПО «Свободная зона», деятельность которой ассоциируется с «Единым национальным движением» и бывшими властями, умышленно привели на показ документального фильма «Кровавая хроника режима Саакашвили» о жестокости прежнего режима, а затем вменили в вину ныне действующим властям, что, мол, как те смели «показывать такое детям».
Выступивший на заседании правительства Грузии 19 марта премьер-министр Ираклий Гарибашвили довольно четко дал понять, что власти знают — это были провокации именно саакашвилевского ЕНД. «Они (члены „Свободной зоны“ и ЕНД) организовали приход своих сторонников, молодых людей, детей, школьников на просмотр фильма в Поти. Затем перенесли акцент на то, что на показе фильма присутствовали дети, а не на то, что это ужасное насилие было совершено при их правлении. Эти люди, которые говорят, как мы посмели показать детям этот фильм, ничего не говорят о том, что это насилие совершали они. Главный акцент сделали на том, что члены „Свободной зоны“ провели туда несколько детей, но не говорят о том, как обращались с детьми в тюрьмах, избивали, насиловали, пытали», — заявил Гарибашвили.
Но было и оправдание (!) тбилисским городским судом 16 марта бывшего исполняющего обязанности начальника отдела экспертизы трупов Национального бюро судебной экспертизы Левана Чачуа, которого обвиняли в служебной халатности, ненадлежащем выполнении своих служебных обязанностей, что привело к существенному нарушению интересов физического лица, общества и государства в связи с убийством экс-премьера Грузии Зураба Жвания и бывшего замгубернатора Квемо Картли Рауля Юсупова. Хотя вся Грузия знает, что именно те трагические убийства 2005 г. были одним из главных обвинений в адрес Саакашвили и ЕНД. По крайней мере, семьи Жвания и Юсуповых отлично знают, что их близкие не «угорели от печки», а пали жертвами насильственной смерти, и ранее неоднократно заявляли, что уверены в причастности к убийствам лично Саакашвили и его ближайшего окружения. Да и экс-лидер Эдуард Шеварднадзе в паре-другой прошлогодних заявлений дал понять, что его «обманули» — он-то считал, что передает власть триумвирату, в котором первую скрипку будет играть именно Жвания, но последнего «устранили»…
О многом говорит и последний скандал в МВД Грузии, откуда были уволены за выдачу информации из базы данных министерства сразу 9 сотрудников. По информации пресс-службы МВД Грузии, в результате проведенной генинспекцией министерства служебной проверки была установлена личность сотрудника, который регулярно предоставлял такую информацию члену ЕНД Гиви Таргамадзе. Им оказался сотрудник патрульной полиции Руслан Базиашвили, который через свое генерирующее устройство вошел в защищенную компьютерную базу данных министерства, незаконно изъял и предоставил Таргамадзе фотоматериалы пересечения границы гражданином Рамазом Девадзе. Генинспекция установила, что Базиашвили неоднократно передавал Таргамадзе хранящуюся в базе данных МВД информацию. Это именно тот Таргамадзе, которому вменялось в вину причастность к «дрессировке» российских оппозиционеров — будущих фигурантов «Болотного дела», и тот самый Таргамадзе, которого обнаруживали «засвеченным» в связи с «киевской майданутостью».
Иными словами, через сети своих ставленников и просто функционеров в самых различных ветвях власти Саакашвили и ЕНД по-прежнему контролируют внутреннюю жизнь Грузии. А это уже вполне веское объяснение тому, почему лидеры «Грузинской мечты» и нынешнее руководство госорганов Грузии не особо торопятся не только дать ход всем делам, возбужденным против экс-президента и его пособников, но и, к примеру, оправдать экс-главу Сванетии Эмзара Квициани, хотя вроде бы собирались проявить объективность и переквалифицировать его действия по противостоянию режиму Саакашвили…
Однако есть и внешнеполитические аспекты. Допустим, что Россия и Иран в действительности пытались в последние 4-5 месяцев договориться с Маргвелашвили, Иванишвили и Гарибашвили о реэксплуатации железнодорожного перегона Абхазия-Грузия с тем, чтобы заполучить сквозное железнодорожное сообщение Россия-Армения-Иран. Безусловно, если такие переговоры с Тбилиси администрации Владимира Путина и Хасана Роухани в действительности вели, то трудно себе представить, что в ответ на «двойной клинч» Грузия выдвигала бы «вопросы Южной Осетии и Абхазии». В чем угодно можно заподозрить Иванишвили и его «Грузинскую мечту», но только не в недостатке прагматизма и умении считать свои дивиденды. Но если видеть, что перед ними, допустим, именно США начали ставить вопрос о возможном их уходе с властного Олимпа (а это означало бы их полнейшую дискредитацию и, в сущности, конец их имиджу не только как политиков внутри Грузии, но и как успешных бизнес-проектировщиков на внешней арене), а одновременно — ставят также вопрос о еще большем «пристегивании» Тбилиси к системе антииранских и антироссийских санкций, как и других «стратегических приготовлений», то тогда вполне понятно, почему и сегодняшний Тбилиси демонстративно громогласно «осуждает» Россию за договор о союзничестве и интеграции с Южной Осетией, «еще раз осуждает аннексию Крыма» (17 марта), затем повторяет, что «Россия продолжает аннексию» (постпред Грузии в СЕ Константин Коркелия, 18 марта), «сделала еще один шаг к аннексии Грузии» (премьер Гарибашвили на заседании правительства, 19 марта) и т.д.
Тренд подобных заявлений понятен — это общий «фарватер» с США и его «сухопутными авианосцами в ЕС». Но это оттеняет иные шаги. Так, Грузия согласилась еще осенью 2014-го, чтобы США и НАТО создали бы на ее территории тренировочные лагеря для «сирийской оппозиции». Грузия согласилась, чтобы на ее территории под надзором ЦРУ США содержался бы ряд террористов-исламистов из тюрьмы Гуантанамо. Грузия согласилась на создание инфраструктурных центров НАТО на своей территории. Грузинская делегация в ходе очередного 31-го раунда Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье попыталась навязать обсуждение вопросов, ранее не согласованных со всеми участниками процесса, и РЮО с Абхазией категорически отвергли поползновения, поддержанные США.
Наконец, Грузия подтвердила свое участие в строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP), и 17 марта Маргвелашвили побывал в Карсе на торжественной закладке фундамента проекта TANAP. Возможно, что в Тбилиси кто-то и воодушевлен обещаниями, что «с проектом TANAP в Грузию будет вложено $2 млрд иностранных инвестиций». Но, к сожалению для Грузии (как и для Турции с Азербайджаном), им бы вначале газа столько найти, чтобы будущая «труба» для будущих инвесторов представлялась бы рентабельной, а то ведь неровен час — и проект TANAP постигнет судьба проекта NABUCCO, фактически свернутого Западом именно потому, что необходимых объемов газа так и не нашли.
В условиях же, когда два главнейших «хозяина» мировых запасов природного газа — Россия и Иран, приняли решение строить свои газопроводы, соответственно, в турецкую часть Балканского полуострова и в Сирию через иракскую (шиитскую) Басру, у проекта TANAP при продолжении войны с группировкой «Исламское государство» (а это блокирует возможности газовых месторождений Северного Ирака и Сирии) нет никаких шансов стать в будущем хоть чем-то привлекательным для потенциальных инвесторов, да и для самих Грузии, Турции и Азербайджана…
Все перечисленное не дает оснований согласиться с теми прогнозами, что смена власти и реставрация Саакашвили-ЕНД в Тбилиси невозможны. Дело даже не в анонсированной на 21 марта масштабной акции ЕНД в грузинской столице. Дело — в тренде, который на данный промежуток времени диктуют своим марионеткам или «просто дружественным» правительствам стратеги из «Вашингтонского ЦК». И даже нельзя исключать, что их цель конкретно в Грузии — создать еще один очаг внутренней, гражданской войны на границах с Россией. Ведь в случае с Украиной такое произошло. И почему бы не повторить «на бис» операцию, начавшуюся именно со смены власти в столице граничащего с РФ государства. Заодно и для Саакашвили найдется более «надежное местечко»…