Твори добро на всей Земле, твори добро другим во благо, а дургим назло!
Восстановление и заселение Карвачарского (Новый Шаумян) и Кашатагского районов, расположенных на территории от Мравских гор до Аракса, должно было быть одной из первоочередных целей властей Армении и Арцаха, а также Диаспоры. Эти территории в годы Советской власти находились в составе Азербайджана и разделяли Армению и Арцах. После освобождения прошло почти два десятилетия, однако в Карвачарском и Кашатагском районах, которые занимают территорию площадью свыше 5 тыс. кв.км, проживает всего лишь 12-13 тысяч армян. Причем это число, с некоторыми колебаниями, остается неизменным почти 10 лет. По сравнению с прошедшими годами, в вопросе восстановления этих районов есть некоторые, хоть и незаметные положительные изменения. Те, кто впервые посещает Карвачар и Кашатаг, прежде всего, обращает внимание на изумительную природу и руины, которые остались после войны. Те, кто во второй раз или чаще посещает эти районы, видят и положительные перемены, хотя превалирующими остаются изумительная природа и руины.
В первые дни сентября Нагорный Карабах посетили свыше 50 представителей ливанского фонда «Арцах» и компании ARI (Artsakh Roots Investment). Фонд «Арцах» уже на протяжении пяти лет в Кашатагском и Карвачарском районах дарит дойных коров всем тем семьям, где рождается третий и последующий ребенок. А компания ARI предоставляет кредиты семьям, занимающимся сельским хозяйством, животноводством и пчеловодством. В августе 2009г. представители фонда «Арцах» и несколько десятков предпринимателей армянского происхождения из Ливана (которые спустя год, в 2010г., основали ARI) посетили Кашатаг. Как три года назад, так и теперь по пути домой я расспросил ливанских предпринимателей об их впечатлениях, ожиданиях и перспективах.
Руководитель фонда «Арцах» Мелкон Акопян неоднократно посещал Кашатаг и Карвачар. Нужно сказать, что у истоков создания ARI стоял фонд «Арцах». Когда представители фонда «Арцах» с целью распределения коров посещали освобожденные территории, то убеждались, что, помимо благотворительности, переселенцам необходимо помочь и в вопросе стабильной работы. Давать человеку не только рыбу, но и удочку, чтобы он сам мог ловить рыбу. «В ходе нынешнего визита мы заметили, что уровень жизни народа повысился, государство укрепляется. Мы заметили довольно большую разницу. Чтобы выйти из изолированного положения и добиться признания Арцаха мы должны приложить усилия, должны делать еще больше», – говорит Мелкон Акопян.
Акционер ARI Григор Дакесян прежде бывал в Арцахе, однако Кашатаг и Карвачар посетил впервые. «Мы поговорили с крестьянами, увидели, что они в хорошем настроении, что они полны решимости остаться в своих домах. Встречи с президентом Бако Саакяном и премьер-министром Ара Арутюняном произвели на нас большое впечатление. Заселение освобожденных территорий – Кашатагского и Карвачарского районов, должно стать для нас сверхзадачей. Заселение должно стать стратегией», – убежден Григор Дакесян.
Представитель ARI и фонда «Арцах» Бен Бчакчян хорошо осведомлен о ситуации, царящей на освобожденных территориях, он так часто посещает Кашатаг, что многих местных жителей уже знает по именам. «Когда мы приехали в 2009г., наши программы находились в зачаточном состоянии. Компании ARI еще не существовало. ARI – результат нашего визита. В ходе нынешнего визита мы вступили в прямой диалог с заемщиками, спросили, не испытывают ли они трудностей в вопросе возвращения денег, есть ли у них вопросы к нам. У государственных звеньев есть более серьезный подход к этой модели. Это трехстороннее сотрудничество, существующее между инвестором, заемщиком-переселенцем и государством, – хороший пример, где выигрывают все, это ситуация win-win. Это привлекательная модель кредитования, есть идея использовать ее и в других общинах Диаспоры и привлечь к этому процессу новых инвесторов. И президент, и премьер-министр намерены помочь в этом вопросе и сотрудничать с нами. Социальное положение народа улучшилось, правда, оно еще не на том уровне, на каком нам хотелось бы, но многое изменилось», – говорит Бен Бчакчян.
Степан Тер-Петросян – также представитель фонда «Арцах» и ARI. Сравнивая с тем, что видел в 2009г., он говорит, что сегодня в экономической жизни народа есть положительный сдвиг: сады людей лучше обработаны, возделываемых полей стало больше. «В 2009г. состоялся первый визит, мы были воодушевлены, но не знали, увенчается наша программа успехом или нет. Люди, которые воспользовались нашими кредитами, очень положительно восприняли эту форму кредитования. Она оказалась им полезна, в психологическом плане дала им новый потенциал. Людей, которые все еще не воспользовались кредитами, больше. Нужно и им дать возможность воспользоваться кредитами. Визит еще больше укрепил нашу решимость обязательно продолжить эту работу», – говорит Степан Тер-Петросян.
Саркис Пармаксзян – еще не кредитор компании ARI, но намерен им стать. «То важное, что я заметил в ходе нашей поездки, – это недостаток плотности населения. В первую очередь, необходимы люди. Эти территории должны быть заселены. Только в случае увеличения человеческих ресурсов проекты увенчаются успехом», – замечает Саркис Пармаксзян.
Для исполнительного директора ARI Сурена Саркисяна самым серьезным вопросом также является малочисленность населения. «Как заселить такую прекрасную землю, как Кашатаг, большим числом людей, чтобы однажды, во время переговоров, нам не сказали, что до сих пор у вас там проживает 10 тыс. человек, что вы ни школы не построили, ни домов, не создали условий для жизни, бросили эту землю? В Кашатаге более 50 деревень, эти деревни все еще находятся в жалком положении. Этим селам нужны дороги, необходимо соединить их между собой. Нужно увеличить население. Животноводство и земледелие находятся в центре нашего внимания, но, помимо этого, если осуществлять инвестиции по линии ARI, то мы должны раскрыть свой циркуль шире, охватить больше и создавать небольшие производства. То, что люди получают от сельского хозяйства, животноводства, нужно превращать в консервы и выносить на продажу», – говорит Сурен Саркисян.
Акционер ARI Алексан Сусани впервые посетил Кашатаг и Карвачар. «На этих землях живет мало людей. Это – Родина-Мать, сердце за нее болит. Нужно не только помогать людям, но и отвозить, обучать и привозить обратно. Нужно научить людей ремеслам. Одного научишь, здесь он 10 человек трудоустроит. Конечно, полевые работы важны. Есть богатство, многое можно сделать. Нужно подумать о создании производства и об экспорте этой продукции. Много чего есть, что можно продать за рубежом. Гранатовый и кизиловый соки заграницей пользуются большим спросом», – говорит Алексан Сусани.
Руководитель Ливанской структуры Всеармянского фонда «Айастан» Саркис Арменян прежде несколько раз бывал в Арцахе, но освобожденные территории посетил впервые. «Во время наших прошлых визитов в Арцах нам показывали работу, проекты фонда, но мы не видели ту нищету, которая существует в Кашатаге и Новом Шаумяне. Ребята из компании ARI делают очень важное дело, я тоже мечтаю стать акционером и, почему бы и нет, в рамках Всеармянского фонда «Айастан» хочу попытаться ежегодно вносить несколько сот тысяч долларов на восстановление этих районов», – говорит Саркис Арменян.
По мнению акционера ARI Дро Мандаляна, самое главное – чтобы на освобожденных территориях у людей была работа. «Как только у человека появится дело, он создаст свою семью, прикрепится к земле. Прежде всего, нужно начать с коммерции и ремесел. Есть необходимость в усилении коммерческого мышления. Приведу простой пример: один человек сказал нам, что добился успехов в пчеловодстве, он сказал это на словах, но не показал на деле. Если бы был ларек, то он, без лишних объяснений, мог продемонстрировать нам свой мед, и мы бы его купили. Отсюда начинается коммерция», – говорит Дро Мандалян.
Акционер ARI Серж Чухандарян заметил, что в Кашатаге и Карвачаре богатая природа, воды много, реки обильные. «Вода очень важна, в других странах из-за воды воюют. Можно развивать сельское хозяйство, нужно выяснить, какую отрасль лучше развивать. Какая отрасль первостепенна – пшеница? Нужно также изучить вопрос, в чем нуждаются соседние страны, чтобы в страну поступал капитал от экспорта. Это также путь развития экономики. В долгосрочном разрезе затрудняюсь сказать, какое производство можно основать, какие инвестиции можно осуществить, поскольку статус Арцаха и освобожденных территорий пока не уточнен. Нужно подумать о краткосрочных инвестициях в сельском хозяйстве. Будем надеяться, что эти земли останутся в руках армян», – отмечает Серж Чухадарян.
Богатство природы не ускользнуло от внимания и других бизнесменов. Акционер ARI Саркис Симитян полагает, что необходимо должным образом представлять возможности Арцаха за рубежом, во время различных собраний и форумов, чтобы и заграницей были в курсе. «Природа в Кашатаге и Карвачаре очень богата, нужно собирать лесные плоды и создавать мини-фабрики – производство соков и варений. Есть возможности для производства сыра. Но нужно производить хороший сыр. Я попробовал здешний сыр, который изготавливается по технологии 50-60-х годов, нужно ее усовершенствовать», – говорит Саркис Симитян.
Акционер ARI Грайр Чермакян – родом из Ливана, но приехал из Соединенных Штатов. Он считает, что, помимо животноводства и сельского хозяйства, в Кашатагском и Карвачарском районах нужно открывать рабочие места, чтобы люди могли зарабатывать. Грайр Чермакян, как и большинство из группы ливанских армян, приехали в Арцах со своими женами или детьми.
Прибывший из Каира Тигран Галайджян также не остался равнодушен к Арцаху. Он не член ARI или фонда «Арцах». Однако в Ишханадзоре подарил одну дойную корову семье, где родился шестой ребенок. Он отмечает, что армяне из Диаспоры должны привозить на освобожденные территории не только инвестиции и благотворительность, но и свой опыт. Его жена – Ангине Галайджян, которая впервые посетила Кашатаг, говорит, что многое предстоит сделать в сферах экономики, образования, культуры и др. «Мы поняли и решили, что отныне свой отпуск должны проводить в Арцахе и тем самым приносить пользу», – говорит Ангине Галайджян.
В Степанакерте, на встрече с премьер-министром Ара Арутюняном акционер ARI Ваан Гасарчян всем присутствующим на стол положил солнцезащитные очки и белые кепки, на которых на английском было написано: «The Future Looks So Bright». Он предложил всем надеть очки и кепки и выразил уверенность, что будущее, действительно, будет очень ярким. «Три года назад, в 2009г., когда мы впервые приехали в Кашатаг, у нас были вопросы: поможет ли нам правительство Арцаха, как воспримет эту идею наша община в Ливане? Сотрудничество правительства проявилось в очень четкой форме. Теперь крестьяне, взявшие кредиты, находятся в хорошем положении, в районах поголовье коров выросло. На этот раз мы вновь проделали тот же путь. Там, где прежде было плохое положение, на этот раз мы заметили улучшение. Люди, проживающие на освобожденных территориях, стали увереннее в себе. У нас блестящее будущее», – говорит Ваан Гасарчян. Он считает, что правительству Арцаха необходимо создать консультативную группу при премьер-министре, в состав должны войти люди из разных общин Диаспоры, которые будут предлагать идеи и новшества. «У нас есть умные люди. Земля есть, вода есть, – все есть, кроме идей и системы. В ближайшие годы мы доведем сумму ARI до 10 миллионов. Этот пример системы кредитования ARI должен стать заразительным», – говорит он.
Татул Акопян. Степанакерт-Ереван