Президент России Владимир Путин и премьер Турции Эрдоган, которые встретятся 15 октября в Турции, направятся 16 октября в Баку на саммит Организации экономического сотрудничества. Эта информация звучит симптоматично на фоне последних действий Турции в сирийском направлении. Парламент этой страны одобрил вторжение турецких войск в Сирию. По сути, этот шаг по душе Путину, иначе он бы сделал дипломатический демарш, отказавшись ехать в Турцию и затем Азербайджан. Если они едут вместе, значит, им есть что сказать вместе Алиеву.
А в это время в Ереване парламент ратифицирует Протокол ОДКБ, согласно которому члены этой организации не вправе размещать на своей территории военные инфраструктуры других стран без согласия всех членов ОДКБ.
Нет сомнений в том, что Россия согласится на размещение в Армении военных инфраструктур Азербайджана или Турции. Хотя Турция и Азербайджан вряд ли изъявят такое желание, пока в Армении дислоцирована российская база.
Постоянно угрожая Армении «сиротством», Россия, по сути, за все это время так и не помогла нам решить сколько-нибудь значимые внешнеполитические проблемы, даже регионального значения. Вопрос сирийских армян – самый свежий пример, хотя некоторые, наверняка, скажут, что Россия помогает, только непублично.
Непубличность проникла в политику России до мозга костей – от быта до геополитики. Хотя поведение Армении способствует тому, чтобы Россия в отношении нас действовала вполне открыто.
Скажем, официальному Еревану никогда не придет в голову отказаться от ратификации протокола ОДКБ под предлогом турецко-сирийских развитий. Действия Турции могут открыть новый пласт событий в Сирии, возможно, войну, но главное – это новая прослойка столкновений интересов в регионе.
Возможно открытие нового военного фронта, хотя не исключается, что столкновения продолжатся на дипломатической арене, но в любом случае события имеют потенциал сообщения с интересами Армении. И Армении следует обогатить инструментарий рефлексии на любое развитие событий. А это значит, что, помимо традиционных российских, Армения должна иметь возможность привлечь североатлантические военные инфраструктуры.
Между тем, на фоне столь важных региональных событий Армения ратифицирует протокол, который сокращает возможности ее геополитического маневрирования и повышает зависимость от ОДКБ, в том числе, Беларуси и Казахстана.
Любой адекватный МИД на фоне сирийских развитий предпочел бы попросить парламент не ратифицировать протокол. Но в Армении предпочли продать здание МИД.
Акоп Бадалян lragir.am