Национальная разведывательная организация Турции (MIT), которая давно действует в качестве параллельного министерства иностранных дел при Партии справедливости и развития, снова поймана на транспортировке оружия террористам, воюющим против народа Сирии. После задержания 1 января подозрительного грузовика, когда правительство назвало это «государственной тайной», MIT вновь попала на первые полосы газет: на этот раз в деле о контейнерах, груженных оружием.

Секретные официальные документы об обыске трех грузовиков, принадлежавших Национальной разведывательной организации были выставлены в сеть анонимными хакерами, в очередной раз подтвердив подозрения, что Анкара ведет грязные игры в Сирии.
Согласно подлинным документам, грузовики перевозили ракеты, минометы и противоракетные снаряды. Рапорт Главного командования жандармерии сообщает: «Грузовики перевозили оружие и боеприпасы террористической организации Аль-Каида».

Но читатели не смогли ознакомиться с этими документами, поскольку правительство немедленно оформило судебный запрет на все публикации по делу.
Когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган еще был премьер-министром, он сказал: «Вы не можете останавливать грузовик MIT. Вы не можете обыскивать его. Вы не имеете на это полномочий. Эти грузовики - гуманитарная помощь для туркмен».
С тех пор Эрдоган и новый премьер-министр Ахмет Давутоглу при каждом удобном случае повторяли, что грузовики везли помощь туркменам.

Прокурор антитеррористического суда Азиз Такчи, давший приказ обыскать грузовики, был снят со своей должности, а 13 военнослужащих, участвовавших в обыске, были доставлены в суд по обвинению в шпионаже. Обвинение предусматривает для них наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет.
В десятках документов, выставленных в сеть группой анонимных хакеров, командование жандармерии отмечает, что груз содержал ракетные боеголовки.
Согласно документам, попавшим в интернет до того, как запрет вступил в силу, краткая суть инцидента выглядит следующим образом:
19 января 2014 года, после получения информации о том, что три грузовика перевозят оружие и взрывчатые вещества для Аль-Каиды в Сирии, командование жандармерии провинции Адана получило ордер на обыск. Прокурор Аданы потребовал провести обыск и изъять все доказательства.
Силы безопасности остановили грузовики с номерными знаками 06 DY 0393, 06 EY 2115 и 06 FC 9193 на пропускном пункте Джейхан, где сотрудники MIT попытались воспрепятствовать обыску.
Когда грузовики в сопровождении жандармов направлялись в управление жандармерии для детального обыска, сотрудники MIT, сопровождавшие конвой на автомобиле Audi А3, перекрыли дорогу, чтобы их остановить. После того как MIT-овцы отобрали ключи зажигания грузовиков, завязалась ссора. Сотрудники MIT заставили водителей грузовиков сделать вид, что грузовики сломались, и применили физическое насилие в отношении жандармов.
Несмотря на попытки губернатора и персонала MIT помешать работе жандармов, обыск и видеосъемка все же были проведены.
В трех машинах было обнаружено шесть металлических контейнеров. В первом контейнере было найдено 25-30 ракет и 10-15 ящиков с боеприпасами. Во втором контейнере - 20-25 ракет и 20-25 ящиков боеприпасов для миномета и ДШК («Душка») в пяти или шести упаковках. На ящиках присутствовала маркировка на кириллице.
Отмечалось, что в процессе обыска сотрудники MIT ругались в адрес прокурора и оскорбляли жандармов: «Посмотрите на этих идиотов. Они ищут боеприпасы кирками и лопатами. Нужен тот, кто знает, как это делать. В грузовиках полно боеприпасов, которые могут взорваться».
На место происшествия прибыли губернатор Аданы Хусейн Авни Джос, глава провинциальной полиции и региональный директор MIT в сопровождении 200 полицейских. Губернатор заявил, что «грузовики едут по приказу премьер-министра» и пообещал ни за что не позволить этому помешать.
По получении гарантийного письма от регионального директора MIT, за подписью губернатора, грузовики были возвращены MIT и продолжили путь в Сирию.
Водитель Мурат Кислакчи в своих показаниях заявил: «Данный груз был погружен в наши автомобили с иностранного самолета в аэропорту «Эсенбога» в Анкаре. Мы доставили его в Рейханлы на границе с Сирией. Двое людей из MIT сопровождали нас на Audi. В Рейханлы мы передали грузовики двум людям в Audi. Они поселили нас в отеле. Грузовики пересекли границу. Мы совершали подобные поездки несколько раз до этого. Мы работали на государство. В Анкаре мы оставляли наши грузовики на базе MIT. Они говорили, чтобы мы возвращались в 7 утра. Я знаю, что груз принадлежит МIT. Мы были спокойны: это было государственным делом. Это был первый раз, когда мы забрали груз из аэропорта и первый раз, когда нам разрешили присутствовать при загрузке наших автомобилей».
После того, как со стороны правительства и провластных СМИ посыпались обвинения в шпионаже, начальник генерального штаба приказал военному прокурору начать расследование. 21 июля военный прокурор объявил, что операция шпионажем не являлась. Тот же прокурор заявил, что инцидент является военным делом и должен расследоваться не прокурором, а военными. Гражданский суд своего решения не отменил.
Хотя скандал разрывает страну на части, правительство избрало свою любимую тактику прикрытия. Суду в Адане запретили публикацию любых печатных, видео- и интернет-материалов об остановке грузовиков и обыске. Все интернет-контенты, связанные с инцидентом, были удалены.
Судебное дело против 13 сотрудников жандармерии, обвиненных в шпионаже, также было спорным. Прокурор, который в своем обвинительном заключении заявил, что обвиняемые были вовлечены в заговор с целью попытки привлечь Турцию к Международному уголовному суду, изменил тактику. Не приведя никаких доказательств, в обвинительном заключении он заявил, что имел место сговор между сирийским правительством, Аль-Каидой и «Исламским государством» (IS). Прокурор увел дело в сторону, рассказав, что убийство IS трех человек в Нигде (Центральная Турция) в прошлом году на самом деле было осуществлено сирийским государством.
Новый инцидент с грузовиками возродил дебаты об иммунитете MIT. Заместитель председателя правящей партии Эрдогана Хусейн Челик выразил публичное порицание, заявив: «Это - грузовик MIT. Что находится внутри, это никого не касается. Кто такие эти прокуроры, чтобы влезать? Остановка грузовиков MIT вне пределов их полномочий. Прокуроры, допустившие подобную ошибку, будут привлечены к ответственности». Челик, также как и Джос, повторяет, что ни один из действующих сотрудников MIT не может быть допрошен без разрешения премьер-министра.
По мнению правозащитников, тезис о том, что для расследования дел, связанных с MIT, требуется разрешение премьер-министра, как и иммунитет ее сотрудников, не выдерживают никакой критики. Эксперты считают, что подозрительный автомобиль может быть подвергнут обыску, если имеется вероятность совершения преступления, собраны доказательства и затем сделан запрос о получении разрешения на расследование в отношении персонала MIT. Если этого не будет сделано, МIТ получает полную свободу для совершения преступлений.
Напомним, что 7 ноября в той же провинции Адана, после получения информации о возможной контрабанде наркотиков, в грузовике, принадлежавшем частной компании, были обнаружены 933 боеголовки от ракет.
В настоящее время турецкими властями предпринимается попытка скрыть обстоятельства дела, которое может иметь серьезные международные последствия.
Роберт Казарян, Москва


