Привожу отрывок из интервью Гарри Каспарова изданию Собеседник:
Армения – шахматная держава номер один.
– Мимо шахмат мы в этом разговоре никак не пройдем: кто сегодня шахматная держава номер один?
– Если судить по результатам последних шахматных олимпиад – Армения. Там шахматы стали чем-то вроде футбола в Латинской Америке и даже включены в обязательную школьную программу. Кстати, Россия после 2002 года не сумела выиграть ни одной шахматной олимпиады – трижды это соревнование выигрывали армянские шахматисты и дважды сборная Украины.
И кстати – тенденция! – Азербайджан тоже старается не отставать: там очень сильная гроссмейстерская команда, сумевшая один раз даже выиграть чемпионат Европы. Идет активный процесс интеграции шахмат в систему школьного образования. А на прошедшем недавно Конгрессе ФИДЕ в Стамбуле Баку, представив впечатляющую заявку, получил право на проведение шахматной олимпиады в 2016 году. Интересно, что тамошний министр спорта очень гостеприимно меня туда приглашал.
– Кстати, там возможно вооруженное продолжение конфликта?
– Армяно-азербайджанского? Нет. Война – сильный аргумент в политике, ею хорошо пугать, а вести… Там слишком отчетливо помнят, как всё было.
– Кто сегодня самый перспективный шахматист?
– Двух мнений нет – Магнус Карлсен из Норвегии. Сильнейший. Возможно, я сумел бы побороться с ним в блиц, но в серьезном матче вряд ли.
– То есть Каспаров вообще закрыл для себя профессиональные шахматы?
– Ребята, вы плохо представляете профессиональные шахматы. Это максимальная концентрация, когда весь мозг, все мысли, вся жизнь заняты только одним. Шахматиста во время игры не должно отвлекать вообще ничего – ни физические недомогания, ни посторонние соображения. И если ты занимаешься чем-то еще – политикой, например, – всё. Да и годы мои не те: Карлсену 22, а мне на следующий год 50. Я думаю об этом без паники, но шахматы сегодня – за ничтожными исключениями – дело молодых. Хотя сеансы одновременной игры я и сейчас провожу неплохо.