Без сомнений, главным событием уходящего года на постсоветском пространстве стал острейший кризис в Украине. Не будет преувеличением сказать, что политический 2014 год начался 21 ноября 2013 года, когда правительство Украины приняло решение приостановить процесс подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС.

Практически сразу после этого на Майдане в Киеве стали собираться тысячи недовольных. Митинг протеста, получивший название «Евромайдан», поначалу был мирным. Казалось, ничего не предвещало кровавого продолжения. Но кому-то, видимо, мир был не нужен. В ночь на 30 ноября милиция неожиданно начала разгон протестующих, причем в очень жесткой форме, около 80 человек получили ранения. Важно, что на тот момент никаких видимых причин для разгона людей в 4 часа утра не было.

Президент Янукович осудил силовую акцию, дав понять, что не имеет к этому отношения. Зато тогда же, что называется, «спалился» один из главных вдохновителей. Как писала в те дни украинская пресса, глава президентской администрации Сергей Левочкин подал заявление об отставке (Янукович его не принял) именно потому, что как раз был негласным организатором разгона. Нить от Левочкина потянулась к его фактическому патрону, олигарху Дмитрию Фирташу.

В Киеве журналисты отмечали, что у этого бизнесмена, контролировавшего «РосУкрЭнерго», был финансовый интерес: он хотел, чтобы Украина подписала Ассоциацию, Россия в ответ ввела драконовские тарифы на газ, а Фирташ получил бы с этого неплохой гешефт. Версия более чем разумная, и, более того, ее с тех пор никто не опроверг. Но меня всегда не покидало ощущение какой-то недосказанности – версия о внешнем факторе витала в воздухе.

И вот спустя год, в начале декабря 2014 года, западная пресса опубликовала интересную информацию: у Дмитрия Фирташа выявлены тесные связи с британской элитой, на уровне королевской семьи, Палаты лордов и министерства иностранных дел. И тогда, и сейчас в прессе всплывали разные аллюзии по поводу участия западных стран в украинских событиях, но именно сейчас, хотя бы на примере одного Фирташа, мы получили ясные недвусмысленные сведения.

Вот фрагмент публикации, которую перепечатала газета «Ведомости»: «Один из главных союзников Фирташа – Реймонд Эсквит, британский пэр и бывший разведчик. В секретных службах он известен тем, что в 1985 году вывез из СССР в багажнике своего автомобиля двойного агента КГБ (Олега Гордиевского – Э.В.). Сейчас Эсквит носит титул графа оксфордского и является членом Палаты лордов. Также Эсквит – деловой партнер Фирташа, входит в наблюдательный совет его холдинга Group DF». Как видим, люди очень серьезные – британские спецслужбы одни из самых «тонких» и опытных в мире.

В эти же дни своими откровениями порадовал директор Американо-израильского исследовательского центра Stratfor Джордж Фридман. В ходе поездки в Москву руководитель «частного ЦРУ» дал очень интересное интервью газете «Коммерсант», где наибольшее внимание было уделено украинскому кризису и отношениям России с Западом. По мнению Фридмана, своеобразным спусковым механизмом для начала событий в Украине стала Сирия.

«Россия начала предпринимать определенные шаги, которые США сочли неприемлемыми. Прежде всего, в Сирии. Там русские продемонстрировали американцам, что они в состоянии оказывать влияние на процессы на Ближнем Востоке. А у США и без русских достаточно проблем в этом регионе, - пояснил эксперт. – Русские вмешались в процессы на Ближнем Востоке в том числе, поскольку они надеялись заполучить инструмент влияния на политику США в других сферах. Но они просчитались. США сочли это попыткой России нанести им вред. Именно в этом контексте стоит рассматривать события на Украине. Русские, видимо, просто не рассчитали, насколько серьезно США воспримут их действия или что у них легко найдутся контрмеры. США же в сложившейся ситуации посмотрели на Россию и подумали, чего она хочет меньше всего — нестабильности на Украине».

Отмечу, что Джордж Фридман 1 октября побывал в Кишиневе, и я имел удовольствие послушать его выступление. Американский политолог был не менее откровенен, чем в интервью «Ъ», и прямым текстом назвал свержение Виктора Януковича 22 февраля 2014 года «государственным переворотом» (coup d’Etat).

Этот же термин часто использует американский сайт журналистских расследований The Consortium News и его главный редактор Роберт Пэрри. Уже 23 февраля он опубликовал материал с недвусмысленным заголовком «Неоконы и украинский переворот». В аннотации к статье говорилось: «Американские неоконы помогли дестабилизировать Украину и режиссировали свержение избранного правительства, «смену режима» на западной границе России. Но переворот (…) такжевыявил раскол в администрации Обамы».   

В аннотации к материалу от 2 марта Роберт Пэрри написал: «Украинский кризис, который частично спровоцировали американские неоконы (…), испортил отношения между США и Россией и прервал негласное сотрудничество президента Обамы с российским президентом Путин по разрешению кризисов на Ближнем Востоке». Сайт The Consortium News то и дело называл имена главных вдохновителей Евромайдана: президент фонда The National Endowment for Democracy Карл Гершман, сенатор Джон Маккейн и помощник госсекретаря США Виктория Нуланд. Желающие могут убедиться в этом, изучив ряд материалов сайта по ссылке.

Между прочим, французский политолог Тьерри Мейсан в течение 2013 года регулярно писал о том, что Путин и Обама намерены совместно разрешить кризисы на Ближнем Востоке, выдавив из региона Францию и Британию с их «неоколониальной политикой». Но, как мы теперь понимаем, американский президент не сумел додавить свою линию, и многоопытные неоконсерваторы совместно с британскими правящими кругами и их французскими сателлитами переиграли Белый дом, ударив по потенциальному альянсу России и США на Ближнем Востоке через Украину…

Продолжение следует.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.