9 декабря Министерство иностранных дел Великобритании опубликовало на своем сайте здесь доклад «Беженцы и внутренне перемещенные лица (ВПЛ) Южного Кавказа: игра чисел». Авторы доклада отмечая, что Южный Кавказ, будучи конфликтной зоной, является регионом, в котором за последние 20 лет имела место большая миграция людей, рассматривают ситуации в Армении, Азербайджане и Грузии, а также в Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии.

Понятно, что нас, в первую очередь, заинтересовали части доклада, посвященные Армении, Азербайджану и Нагорному Карабаху, тем более, что некоторые его положения и приводимые цифры, а они основаны на данных ООН, сразу вызвали недоумение и подозрение в том, что авторы доклада либо не владеют реальным положением вещей, либо намеренно избегают упоминания некоторых этапов истории азербайджано-арцахского конфликта в конце ХХ века.

С просьбой прокомментировать доклад корреспондент ДЕ-ФАКТО обратилась к координатору Сети гражданского общества (СГО) «Беженцы и международное право” Элеоноре АСАТРЯН. Как оказалось, г-жа Асатрян узнала о существовании такого доклада из обрывистых сообщений СМИ, которые, по ее словам, кстати, избирательно подходя к цитированию документа, дали искаженную картину, представляя доклад в совершенно ином ракурсе. “Из сообщений СМИ я бы поняла только, что в докладе представлены неверные данные и что сам доклад очень несправедливый, ибо там приводятся цифрыя, никак не соответствующие данным, которыми располагаем мы. Но когда я прочла сам доклад МИД Великобритании, поняла, что в нем содержатся очень интересные подходы”, – сказала она.

АРМЕНИЯ

В докладе говорится, что в Армении сегодня имеется 3000 беженцев. “Это нас очень удивило. К тому же не говорится, откуда эти беженцы, можно предполагать, что из Азербайджана, потому что далее отдельно говорится о 12 000 беженцах из Сирии”, – отметила Э.Асатрян.

При этом авторы доклада приводят данные офиса Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) о том, еще в 2005г. в Армении было зарегистрировано 220 000 беженцев. Большая часть – около 170 000 были этническими армянами, которые раньше проживали в Азербайджане еще в начале 1990-ых годов. Снижение числа беженцев объясняется тем, что их основная часть эмигрировала из Армении – большая часть в Россию, остальные – в Нагорный Карабах. Кроме того, многие беженцы приняли гражданство Армении – по данным Государственной миграционной службы РА, в 2013г. гражданство РА получили около 84 000 этнических армян, которые прибыли в Армению как беженцы (не указывается, откуда) и были зарегистрированы как беженцы. В качестве третьей причины отмечается, что в соответствующих властных кругах не хотели, чтобы люди имели иллюзии о возможности возвращения в места былого проживания.

Странно и то, отметила Э.Асатрян, что, согласно докладу, в Армении нет официально зарегистрированных ВПЛ. Почему-то нет ни слова о населении Арцвашена, бежавшем оттуда после оккупации его азербайджанцами. (В советское время Арцвашен являлся эксклавом Армянской ССР на территории Азербайджанской ССР. В августе 1992 года село было занято азербайджанскими войсками, а жители покинули его – Г.М.)

В то же время в ссылке дается интересная информация о том, что в 1990-ые годы в Армении в связи со Спитакским землетрясением 1988г. было около 400 000 ВПЛ, однако потом люди либо вернулись в места былого проживания, либо обосновались в других частях страны. “В контексте же азербайджано-арцахского конфликта об армянских ВПЛ ничего не говорится, будто и нет таковых, хотя мы знаем, что в действительности это не так”, – отметила Э.Асатрян.

В докладе говорится также о 12 000 этнических армянах из Сирии, которые прибыли в Армению в последние 18 месяцев, и многие из них уже получили гражданство РА. Тут, по словам Э.Асатрян, есть очень интересный нюанс.

“Основная часть прибывших к нам из Сирии армян в Армении получили статус не беженца, а репатрианта, который предоставляется и регулируется в соответствии с Законом РА о репатриации. Между тем, везде и всюду бежавших из Сирии из-за идущей там гражданской войны людей, независимо от их национальности, считают беженцами

Статус репатрианта более ограниченный, чем статус беженца. Т.е. играя на патриотических чувствах людей, им предоставляют статус репатрианта, лишая их возможности пользоваться большими возможностями, исходящими из статуса беженца. Кроме того, не получая в Армении статуса беженца, эти люди, вернувшись в Сирию после нормализации ситуации, и там будут лишены права пользоваться возможностями, предоставляемыми статусом беженца. Причем тенденция именно такого развития ситуации была заложена изначально. Сразу после начала конфликта в Сирии и появления оттуда первых беженцев-армян министр диаспоры Армении заявила, что они не беженцы, т.к. они вернулись на свою историческую родину, и, естественно, они считаются репатриантами. И по сей день эта политика сохраняется. Правда комиссар ООН по вопросам беженцев выражал благодарность Армении за принятие большого числа беженцев из Сирии. Но беженец является таковым, если этот статус закреплен за ним юридически, а не на словах. И большие финансовые потоки, которые могли бы быть направлены на решение проблем прибывших в Армению из Сирии армян в случае признания их беженцами, просто не появились в нашей стране. Прибывшие в Армению сирийские армяне считаются репатриантами, и ответственность за частичное решение их проблем лежит на армянских властях, а не на международных структурах. По сути дела, единственная ответственность властей Армении – это процедура предоставления армянам из Сирии армянского гражданства в ускоренном режима. Иных обязанностей правительство Армении не имеет и не несет. Все остальное – проявление доброй воли в той мере, в какой захотят наши чиновники. Обратим внимание на тот факт, что, несмотря на разные ракурсы подхода к проблеме беженцев из Азербайджана и Сирии, в конечном итоге у нас получается одно и то же – беженцев в Армении как бы нет”, – отметила координатор СГО.

Азербайджан

Отмечается, что, по опубликованным офисом УВКБ ООН данным, в Азербайджане сегодня зарегистрировано 1495 беженцев и 600 000 ВПЛ, и что Азербайджан считается одной из стран с самой большой популяцией ВПЛ, которая составляет довольно большую часть на душу населения Азербайджана (9,6 млн).

Говорится, что в основном ВПЛ в Азербайджане – бывшие жители Нагорного Карабаха и районов вокруг него, которые сейчас находятся под контролем Армении, что эти люди бежали со своих мест в ходе вооруженного конфликта в 1991-94гг.

Отмечается, что власти Азербайджана очень часто говорят об 1 млн беженцах и ВПЛ. Как говорится в докладе, это число может быть объяснено следующим образом:

686,586 человек – ВПЛ плюс 250,000 этнических азербайджанцев, которые прибыли в Азербайджан из Армении в начале 1990-ых гг. Последние, как отмечается в докладе, не были зарегистрированы УВКБ ООН как беженцы, ибо большая их часть либо навсегда покинула Азербайджан, либо приняла азербайджанское гражданство.

Нагорный Карабах

В докладе говорится, что Нагорный Карабах заявляет, что принял около 30 000 беженцев и столько же ВПЛ из числа “бывших жителей “собственно Азербайджана” (т.е. из Баку, Сумгаита, Нахиджевана), которые были насильственно изгнаны из мест проживания в начале 1990-ых, сначала направились в Армению, а потом обосновались в Нагорном Карабахе”. Интересно, отметила Э.Асатрян, что упоминается Шаумян, в том смысле, что в Нагорный Карабах переселились также жители Шаумянского района бывшей АзССР, что этот район сейчас включен в Геранбойский район Азербайджана и что в отношении этого района де-факто власти Нагорного Карабаха предъявляют Азербайджану территориальные претензии.

Говорится, что сегодня население Нагорного Карабаха составляет 140 тысяч человек и что Нагорный Карабах и де-факто власти Нагорного Карабаха считают, что в расчете на душу населения они в большей, чем власти Азербайджана, степени приняли беженцев и ВПЛ и несут за них ответственность.

Крайне интересными координатор СГО назвала заключительные положения доклада.

В них говорится, что вопросы, связанные с беженцами и ВПЛ, все еще остаются глубоко политизированной проблемой во всем регионе Южного Кавказа, что вопрос права беженцев и ВПЛ на возвращение в места былого проживания все еще остается открытым.

Отмечается, что Тбилиси и Баку используют вопрос беженцев и ВПЛ в качестве залога своей территориальной целостности и в принципе это поддерживается международным сообществом как необходимый элемент долгосрочного решения конфликта.

Примечательно, отмечает Э.Асатрян, что об Армении в этом плане не говорится ни слова. Получается, что Армения в процессе переговоров проблематику беженцев-армян из Азербайджана почему-то никак не поднимает. И это в то время, когда, по приведенным выше официальным данным, только в 2005г. в Армении было зарегистрировано 220 000 беженцев, а в целом, как неоднократно заявлял начальник Агентства миграции Гагик Еганян, Армения приняла более 360 000 армянских беженцев из Азербайджана. Вообще же из Азербайджана бежали более полумиллиона армян.

Кроме того, авторы доклада отмечают, что Азербайджан и Грузия рассматривают проблему беженцев и ВПЛ гораздо шире, чем Армения. В число беженцев и ВПЛ они включают также тех, кто родился на протяжении последующих после миграции лет. Армения же этого не делает.

В докладе отмечается, что, хотя эти вопросы обсуждались в ходе Минского процесса по карабахскому урегулированию, УВКБ ООН этим занималось (речь не только об азербайджано-арцахском конфликте, но и об Абхазии, Южной Осетии), все еще остаются нерешенными множество вопросов, связанных с собственностью, компенсацией за причиненный ущерб. И самый главный вопрос – как в этом регионе должны решаться проблемы беженцев и ВПЛ. Отмечается, что до сих пор нет глубоких исследований вопроса о степени готовности людей к возвращению в места былого проживания. Не исследовано, как люди видят решение вопроса о получении компенсации.

“СГО «Беженцы и международное право” уже много лет занимается расследованием названных в докладе МИД Великобритании вопросов. У нас имеется порядка 35 тысяч анкет, заполненных беженцами-армянами из Азербайджана, проживающими ныне не только в Армении и Арцахе, но и в России, в странах Европы, в Канаде, США, Австралии. В этих анкетах среди прочих вопросов содержится и вопрос о желании/нежелании вернуться в места былого проживания, на который люди четко отвечают. Желание вернуться выражают исключительно бывшие жители Шаумяна. Т.е. достаточно глубокое исследование указанного в докладе МИД Великобритании вопроса наша Сеть провела и продолжает работать в этом направлении. Проблема в том, что армянская сторона официально этим не занимается. Если в докладе четко говорится, что Тбилиси и Баку используют проблематику и права беженцев и ВПЛ для решения вопроса своей территориальной целостности, то Ереван, и это тоже следует из доклада, ничего в этом направлении не предпринимает, а усилия общественных организаций остаются в подвешенном состоянии.

В докладе отмечается со ссылкой на “некоторые СМИ”, что армянским беженцам из Сирии предлагалось поселиться на “оккупированных территориях Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха, но по сей день нет никаких достоверных доказательств того, что такое переселение имело место и что если даже такое произойдет, число переселенцев не будет большим”, отметила координатор СГО «Беженцы и международное право”.

Гаянэ МОВСЕСЯН

P.S. Следует отметить, что в докладе постоянно говорится о 1990-ых годах, игнорируется тот факт, что конфликт начался в 1988г. – с армянских погромов в Сумгаите, с чего и начался поток беженцев-армян из Азербайджана в Армению.

Несколько завышено число азербайджанцев, прибывших в Азербайджан из Армении. По переписи населения на 1989г. азербайджанцев насчитывалось не 250 000, а 200 тысяч. Подавляющее большинство из них не могут считаться беженцами, поскольку они не изгонялись насильственно, а уезжали, продав свои дома в Армении или обменяв их с проживавшими в Азербайджане армянами. Более того, им как пострадавшим от землетрясения Армения выплатила компенсацию в размере $110 млн. Армянские же беженцы из Азербайджана, подвергшиеся этническим чисткам и актам геноцида, по сей день не получили от азербайджанских властей ни цента компенсации за нанесенный ущерб.

Более того, отвечая на вопросы анкеты СГО «Беженцы и международное право», беженцы-армяне из Азербайджана требуют не только материальной и моральной, но и территориальной компенсации – за потерянную родину.

Как отмечалось выше, из Азербайджана бежали более 500 000 армян, из них, по официальным данным, 360 000 поначалу прибыли в Армению. Получается, что в Армении к началу 1990-ых годов было около 400 000 беженцев и 400 000 ВПЛ после Спитакского землетрясения. В целом – 800 000 беженцев и ВПЛ!!!

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.