На этой неделе Россия ратифицировала Договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. Как теперь будут складываться отношения Еревана и Брюсселя. Новый формат или старое-доброе соседство? Что потеряет или выиграет армянская экономика на фоне натянутых отношений Запада с Россией и политики санкций. Изменилось ли отношение иностранных инвесторов к Армении? Госдума РФ ратифицировала Договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. До 1 января договор должны ратифицировать также Казахстан и Беларусь. Таким образом, в начале 2015 Армения станет полноправным членом этой организации. Напомним, что чуть больше года назад армянские власти планировали подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, однако в сентябре неожиданно заявили о смене внешнеполитического курса. Как теперь будут складываться отношения между Арменией и ЕС? В какой мере санкции и натянутые отношения между Западом и Россией будут сказываться на экономике Армении? Эти вопросы сейчас находятся в центре внимания как в экспертных кругах Армении, так и европейских стран. В конце ноября в Нацсобрании Франции прошла конференция под названием «Армения: выход на Евразийский экономический рынок. Преимущества и возможности». На мероприятие заглянул и министр экономики Армении Карен Чшмартян, который приехал в Париж для участия в Евразийской неделе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСИР). Выступая перед французскими и армянскими бизнесменами, глава ведомства отметил, что перед Арменией открываются новые возможности, а с Евросоюзом сотрудничество продолжается.
Карен Чшмартян: Переход Армении на более высокий уровень интеграции в ЕврАзЭС является рациональным выбором. Присоединение Армении к этой организации создает уникальные возможности для местных и иностранных инвесторов, которые будут иметь более легкий доступ к 170-миллионному рынку. Речь идет и об упрощении процедуры экспорта, усовершенствовании рыночных условий, доступе к недорогостоящей сырьевой продукции. В то же время Армения готова продолжать торгово-экономическое сотрудничество с Евросоюзом в любых возможных направлениях. На данный момент ведутся переговоры о новом формате и рамках отношений между Евросоюзом и Арменией.
О том, что Брюссель и Ереван ищут новый формат сотрудничества, свидетельствует и прошедшее 9 декабря в бельгийской столице заседание Комитета по сотрудничеству Армения — Евросоюз. На встрече, среди прочего, обсуждался вопрос формирования будущего правового формата для двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Одним из первых, кто озвучил необходимость поиска нового формата отношений после решения Армении присоединиться к Евразийскому союзу и отказаться от Соглашения об ассоциации с ЕС, был президент Франции Франсуа Олланд, когда посетил Армению в ходе своего южнокавказского турне в мае 2014 года.
По мнению представителя армянской промышленной палаты во Франции Вартана Каприеляна, Евросоюз принял к сведению решение армянских властей и понимает, что не может повернуться спиной к Армении, иначе полностью потеряет этот регион. По его словам, Армения может стать мостом для Евросоюза в отношениях с Россией и другими странами ЕврАзЭС.
Вардан Каприелян:Армения может открыть двери для иностранных предпринимателей на рынок России, Беларуси и Казахстана. С одной стороны, между Арменией и Россией тесные культурные связи, между Москвой и Западом действует режим санкций, отношения натянуты. Армения, будучи дружественной страной для Франции и имея в хорошие отношениях с Россией, может быть мостом между ЕС и ЕврАзЭС. Иностранные компании могут воспользоваться этим благоприятным климатом, а Армения может стать той платформой, в которой инвесторы нуждаются. Во Франции за несколько лет количество компаний-экспортеров снизилось от 125 000 до 85 000. К примеру, российский рынок нуждается во французских сырах. Французские компании могут запустить здесь производство с учетом того, что в Армении невысокие зарплаты, стоимость энергии, имеются специалисты, к тому же, с 1 января экспорт из Армении в Россию будет беспошлинным.
Ряд западных бизнесменов, в частности те, которые уже имеют опыт работы с Арменией, начинают уже искать новые возможности для развития своего бизнеса в этом регионе. Директор Ассоциации армянских ювелиров и руководитель нескольких ювелирных компаний во Франции Овель Шноракян в интервью РФИ рассказал о том, какие у него планы в связи со вступлением Армении в Евразийский экономический союз.
Овель Шнорнокян: У меня есть французское предприятие, которое работает с Арменией и Россией. Я также возглавляю Международную ассоциацию армянских ювелиров. Мы ставим перед собой задачу производить в Армении и осуществлять экспорт продукции в другие страны Евразийского союза. Санкции не коснулись нашей продукции, но сложности, которые у нас возникают с Россией, связаны с бюрократическими трудностями. Из-за этого не совсем комфортно работать, поэтому я планирую осуществить мои транзакции в Россию через Армению. Там легко работать. Процедура ввоза продукции в Россию занимает, как минимум, месяц, в то время как в Армении все это делается очень просто.
Если ювелиров ответные против ЕС российские санкции не коснулись, то для тех, кто пострадали от этих мер, ситуация намного сложнее. При малейшем вопросе о том, что собираются делать дальше, крупные инвесторы и консалтинговые компании, они отказываются говорить, ограничиваясь утверждением, что санкции — это политический вопрос. Их сейчас больше всего волнует, насколько долго режим санкций будет действовать, и если долго, то куда ориентировать капитал и бизнес-проекты, которые были предназначены изначально для российского рынка. Один из директоров крупной консалтинговой компании COFACE Шарль Брэн считает, что Армения может быть альтернативой.
Шарль Брэн:Все не так просто. Есть политические вопросы. Предприятия, которые мы консультируем, не боятся инвестировать. Из-за политических причин они просто начинают ориентироваться на другие зоны. Вот, например, в Армению, почему бы нет. Мы им советуем искать возможности в близких (к России — RFI) странах, где меньше рисков. Компания не может инвестировать и открывать представительство в стране, если это представляет большие риски. На этот рынок (в Армению — RFI) они могут войти, мы их поддерживаем в этом. Предприниматели не будут сталкиваться с административными трудностями, которые возникают каждый день у бизнесменов в России.
Армения пытается заинтересовать не только западных инвесторов, но также компании из стран будущего ЕврАзЭС. У Армении есть следующее преимущество: из всех стран-членов Евразийского союза это единственное государство, которое с 2009 года является бенефициаром программы GSP+. Согласно ей, около 11 000 наименований армянских товаров можно экспортировать в страны ЕС по льготному режиму без таможенных сборов. Армянские власти не исключают, что этой возможностью, имеющейся только у Армении, будут пользоваться и компании из других стран-членов ЕврАзЭС. Однако, по мнению замдиректора института «Кавказ» Сергея Минасяна, многое зависит от того, как долго будет действовать режим санкций.
Сергей Минасян:Некоторые предприятия с российским капиталом, в частности металлургические, давно уже этим пользуются. Однако будет ли это иметь большое развитие с учетом и режима санкций, и того, что Армения вряд ли постарается каким-то образом участвовать в операциях, которые выглядели бы в обход санкций Европейского Союза, вообще западных стран в отношении России, это один вопрос. С другой стороны, на фоне результата, эффекта от этих санкций, в том числе синхронизированного с ними падения цен на нефть, будут ли, в первую очередь у России необходимые финансовые ресурсы для того, чтобы осуществлять, в том числе через Армению, инвестиционный выход на европейский рынок, мне кажется, это еще большой вопрос. Но, с другой стороны, теоретически эта возможность о выходе производителей из Евразийского союза через Армению на европейский рынок, так и обратная, я думаю, эта возможность есть. И, кстати, тот же самый вопрос армянские бизнесмены достаточно активно сейчас пытаются проработать, например, с Грузией, которая путем имплементации соглашения с ЕС — зоны свободной торговли — фактически является продолжением европейского рынка. И многие грузинские бизнесмены задумываются о том, как через армянские совместные производства выходить, например, на российский рынок с учетом имеющихся политических проблем между Россией и Грузией.
Армения пытается совмещать сотрудничество как с Россией, так и с ЕС, и НАТО. Так, к примеру, из всех участников ОДКБ — военно-политического блока под эгидой России — Армения одна из редких стран, которая имеет партнерские взаимоотношения с НАТО. Ереван участвовал фактически в трех миротворческих операциях в составе натовских контингентов — в Афганистане, в Косово, а теперь уже и в Ливане. По мнению Сергея Минасяна, у Армении нет иного выбора, в отличие от некоторых постсоветских стран. Ереван не может играть на противоречиях между Западом и Россией, а должен пытаться совмещать, насколько это возможно и соизмеримо, интересы своих партнеров.