Современные темпы глобализации говорят о том, что борьба народов за собственное языковое пространство с течением времени будет всё ожесточённее (причём основным местом/способом борьбы за свой язык будет (своя) кровать, другими словами, - демография). На российском, и шире - на постсоветском пространстве давление на т. н. "малые" народы (и не только на них) ощущается уже сейчас. И это пока ещё сюда не пришёл китайский язык. Вместе со своим народом. А ведь скоро они придут.

В армянском языке очень много диалектов и это создаёт дополнительные трудности для его сохранения. Помню, на эту тему в студенчестве развернулась у нас такая перманентная дискуссия, когда однажды я заметил, что армяне из Еревана и Тифлиса говорили между собой по-русски.

Ещё тогда мы в итоге дружно пришли к выводу, что надо искусственно создавать, синтезировать некий новый армянский язык, который по возможности бы вмещал в себя максимум информации от всех диалектов, но был бы единым для всех армян, преподавался бы во всех школах, служил государственным и литературным языком всему народу.

Тем более, что такой опыт у нас уже имеется: ведь был однажды уже один подобный переход - от грабара к ашхарабару. Разумеется, в процессе синтеза "новояза" (ашхарабара 2.0 или "норабара"?))) придётся от чего-то отказаться, что-то оставить учёным, Матенадарану, венецианским мхитаристам, но альтернатива остаться вообще без языка для народа куда страшнее. Для любого народа. Вспомним, как совсем недавно, 1-го декабря, некий турок Эрдоган поблагодарил Путина за то, что тот велел придать крымскотатарскому языку статус государственного на территории Крыма.

Думаю, что новая модернизация языка была бы полезной для самого главного - сохранения единой нации, общей самоидентификации армян, как целостного народа. И далеко не факт, кстати, что и она будет последней. Жизнь не стоит на месте.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.