Мне совершенно не нравится Евразийский экономический союз, я не вижу никаких перспектив, связанных с этой структурой, не вижу в ней также нашу роль – что мы там будем делать?
Также как и человек, который должен стремиться к общению с более развитыми, образованными, более умными людьми, так и государство должно стремиться к созданию экономического союза с теми странами, которые по сравнению с ним находятся на более высокой ступени технологического и экономического развития, в которых действуют законы, в которых более низкий уровень коррупции, более развиты гражданские институты и свободы, в которых власть подотчетная перед обществом. Если наши будущие евразийские партнеры по этим параметрам в основном уступают нам, то в создании такого блока нет никакого смысла.
Но после парламентского голосования, которое имело место 4-го декабря, я читал такие отчаянные комментария, будто и в самом деле настал конец нашему государству и единственным теперь “разумным” шагом является акт самосожжения на площади Республики или как минимум снос ограды вокруг Национального собрания. Возможно, такие экстремальные оценки и звучат красиво, однако с действительностью они никак не связаны.
Утверждения об «утрате суверенитета», «потери независимости» преувеличены. Четвертого декабря мы совершили шаг отнюдь не более радикальный, чем совершали до этого, – предоставив взамен погашения долга наше недвижимое имущество, отдав русским распределительные сети, большую часть связи, газовую трубу и еще много и много чего. Все это, конечно, было ошибкой, но это не конец света, это не гибель. Излишняя драматизация ситуации, пожалуй, превратилась в нечто вроде вируса.
Сегодня наше государство хворает, оно болеет, но все еще существует – в международно признанных границах. Да, та система, которая у нас сформировалась, не способствует экономическому и политическому развитию страны. Именно поэтому мы надеемся лишь на внешние силы, прежде всего – на Россию. Эту систему следует изменить, прилагая усилия – медленно, упорно, последовательно. Но это – наша внутренняя задача, решить которую должны мы сами – именно из-за этой проблемы и возникает столь сильная зависимости от внешних сил.
Не нужно сносить никакие ограды – однажды “всенародное движение” НДС это уже сделало и ни себе, ни стране нашей пользы тем самым не принесло. И уж тем более – не стоит совершать актов самосожжения. Как говорил Фрасуа Рабле: «Я готов отстаивать свои убеждения вплоть до костра. Но не включительно.»
Небольшая доза скептицизма во всем никому не помешает.