«Если бы мы вдруг подписали договор с ЕС, то Россия сделала бы с нами то же, что и с Украиной.» Те, кто так говорят, думают, что делают нашему союзнику комплимент. В действительности же, это ужасное обвинение в адрес России, которое, правда, выражается в условном наклонении, но предполагает комплекс свирепой злопамятности. Если это предположение “приспешников” России соответствует правде, то с такой страной братских отношений строить невозможно в принципе.
Россия воспринимает программу «Восточного партнерства» ЕС, как политику, нацеленную конкретно против нее, и она отчаянно злится на те страны, которые в этой программе активно участвуют. Она придумала ЕАЭС с тем, дабы призвать к порядку своих заблудших “подданных”. Это – проявление того же мышления. «Отец» злится и наказывает своих отроков за «плохое поведение».
Немецкий философ и психолог Эрих Фромм, в числе других явлений, исследовал проблемы психологической адаптации (приспособляемости). Следовательно, приспособленность может быть статичной – когда у человека появляются новые привычки, но характер остается тем же. А динамичную адаптацию Фромм описывает на примере ребенка, который подчиняется строгому отцу.
Подавляемая враждебность, которая развивается по отношению к отцу, превращается со временем именно в черту характера. ««Она может усилить страх ребенка перед отцом и привести к еще большей подчиненности, но может и привести к беспредметному бунту против жизни в целом»,- пишет Фромм, который, как известно развивал идеи психоанализа Зигмунда Фрейда, так сказать, в “социальном разрезе”.
Именно этим проявлением политического невроза, называемым «страхом перед строгим отцом», и являются вышеупомянутые суждения, которые характерны нашей политической элите и общественному большинству. Страх и подавляемая враждебность, как вы видите, есть – явления взаимосвязанные, и формируют они деструктивную атмосферу.
Механизм здесь весьма прозрачен: если ты в своем расположении имеешь людей, которые зависят от тебя – будь то твои дети, или подчиненные на работе, – то ты также будешь вести себя как «строгий отец», который должен внушать страх, чего ты ожидаешь и от тех, от кого зависишь сам. Таким образом, на разных уровнях работает модель страха.
Между тем, намного более эффективной является модель сотрудничества: ты предоставляешь людям абсолютную свободу, помогаешь, поощряешь их творческую мысль и стремишься к тому, чтобы они проявляли свою индивидуальность. Теперь стало понятно, почему в России и Армении не рождаются новые технологии, не так ли?