Россия собирается поставлять газ Европе в обход Украины - несмотря на остановку строительства газопровода "Южный поток". Речь идет о поставках около 50 млрд кубических метров газа в год, однако эксперты расходятся во мнении, кто их купит и по какой цене.
Накануне президент России Владимир Путин объявил, что вместо "Южного потока" будет построен газопровод в Турцию, рассчитанный на тот же объем поставок, что и прежний проект - 63 млрд кубов газа в год.
Из них 14 млрд кубометров готова покупать (по сниженной цене) сама Турция, остальной объем предполагается реализовывать в Европе через "хаб" на границе Турции и Греции, который также еще предстоит построить.
Представители российской газовой промышленности предполагают, что этот газ купят те страны, которые уже заключили соглашения с Россией в рамках проекта "Южный поток".
Однако многие эксперты сходятся во мнении, что такой подход нереалистичен и по экономическим, и по политическим причинам.
"Додавить Болгарию"
Первый вице-президент Российского газового союза Сергей Чернин считает, что альтернативы российскому газу у Европы нет, так как ни сжиженный газ, ни другие источники энергии не могут компенсировать потери, вызванные остановкой проекта "Южный поток".
С ним согласен председатель комитета по энергетике Госдумы России Иван Грачев, который даже допускает возобновление переговоров по "Южному потоку" в прежнем его виде.
"Я его [заявление Путина] рассматриваю, как такое однозначное заявление Европе, что уважаемые коллеги, все равно вопрос будет решен так или иначе, может быть, чуть подороже, чем с "Южным потоком", но если вы не в состоянии рациональное решение принять сами, то все равно эти 63 млрд кубометров будут доставляться на юг Европы вот таким способом", - рассуждает Грачев.
"Решение либо такое, либо додавить Болгарию, чтобы она приняла правильное решение", - добавил депутат на пресс-конференции в Москве.
Кто купит газ
Иван Грачев признает, что единственная цель нового проекта - "взять в партнеры более надежные страны", а ресурсная база и потенциальные потребители российского газа останутся теми же самыми.
"Эти 63 млрд кубометров они были расписаны. С ними все понятно: что северная Италия берет, что Австрия, что более мелкие страны по дороге. Туда же и будут подавать, только это новый проект - соответственно дополнительные траты", - говорит депутат.
"Проблемы со сбытом там нету никакой. Это не какие-то гигантские количества. А "Южный поток" просчитан абсолютно. Я не согласен, что это был политический проект, это был проект абсолютно экономически рентабельный, просчитанный до метра кубического", - соглашается Чернин.
Эксперт в области газовой энергетики Михаил Крутихин считает такие рассуждения нереалистичными.
"Пристроить оставшиеся объемы совершенно нереально. От предполагаемого хаба на греческой границе можно пустить российский газ в направлении Греции и Италии, но туда уже должен пойти газ Каспийского региона (по трассам TANAP и TAP). Если в Болгарию и далее по трассе прежнего "Южного потока", то там будут те же проблемы с регулированием, что и сейчас. Сегодня это предложение выглядит очень далеким от понимания ситуации", - полагает партнер консалтингового агентства RusEnergy и главный редактор сетевого еженедельника The Russian Energy.
Политика и экономика
Замдекана факультета мировой экономики ВШЭ Игорь Ковалев называет заявление Путина "очень сильным шагом" и считает, что отмена строительства "Южного потока" в преддверии зимы должна дополнительно стабилизировать энергетический рынок.
"Это решение должно показать Европе, что никакой диверсификации не будет, и они, вполне возможно, получат проблему с поставками газа. Либо экономические соображения возьмут верх над политическими, и все-таки Западная Европа поймет, что без российского газа действительно никуда", - заключил Ковалев.
По мнению Ковалева, транзит газа через Украину затрудняется не только потому, что Киев, с его точки зрения, ненадежный партнер, но из-за предельного - до 80% - износа самих газопроводных линий.
Михаил Крутихин напоминает, что в первую очередь сам проект по строительству "обходного" трубопровода вокруг Украины был политическим решением российского правительства.
"Транзит газа через Украину с самого начала был политическим вопросом. "Северный поток" и "Южный поток" были задуманы не как коммерческие начинания, а как средство "наказания" Украины за ее отказ следовать курсом Москвы. Газотранспортная система Украины действительно нуждается в ремонте и модернизации, но о 80% износа говорить нельзя", - возражает Крутихин.
Эксперт сомневается, что "Южный поток" имел коммерческую ценность: по его данным, полная стоимость "Южного потока" оценивалась суммами в районе 70 млрд долларов, что трудно окупить в обозримой перспективе.
"Стараются соблюсти баланс"
Британский аналитик Джон Лаф, эксперт Королевского института международных отношений Чатэм-хаус, полагает, что мотивы всех сторон в конфликте вокруг "Южного потока" предельно ясны.
"Это с самого начала был в большой степени политический проект, а не коммерческий. Цель его была прозрачна - изолировать Украину. Сейчас около половины российского экспорта газа идет через Украину. Поэтому если в один прекрасный момент Украина потеряет доход от транзита и перестанет быть столь стратегически важной для Европы, это кое-что поменяет в балансе сил в регионе. Поэтому когда Россия проявила свои намерения в отношении Украины, появилось сильное противодействие проекту "Южного потока", - говорит Джон Лаф.
Лаф скептически оценивает шансы России довести до завершения строительство нового трубопровода через Турцию.
"Россия планирует прокачивать к границе Турции с Грецией 63 млрд кубометров газа, но это потребует очень значительных вложений. А одновременно Россия начинает затратный проект по строительству трубопровода в Китай. Так что у "Газпрома" много планов, но реализовать их все в нынешней сложной экономической ситуации будет крайне сложно", - считает эксперт.
Пока неясно, будет ли Турция участвовать в финансировании этого проекта - пока между российской и турецкой сторонами подписан лишь меморандум, а не договор.
Аналитики Вячеслав Шлыков предсказывает, что Турция будет очень тщательно взвешивать выгоды и потери от тесного сотрудничества с Россией.
"Евросоюз - это торговый партнер Турции номер один. До 50% всего внешнеторгового оборота Турции приходится на ЕС, и здесь России нужно учитывать то, что экономические интересы Турции в Европе очень серьезны, и рисковать ими Турция явно не намерена. И мы видели, как осторожно турки осторожно говорят о перспективе замещения европейских товаров на российском рынке в связи с введением нами эмбарго. Насколько они стараются соблюсти баланс, чтобы не заплатить в итоге слишком большую цену за те конъюнктурные выгоды, которые дает сложившаяся ситуация", - напоминает эксперт.
Сейчас объем газа, экспортируемого Россией через территорию Украины, оценивается в 80 млрд кубометров в год.