Операция «Рамиль Сафаров» должна была стать катализатором процессов, которые позволили бы президенту Азербайджана оправдаться перед населением своей страны за невыполненные обещания.
Преступная экстрадиция из Венгрии в Азербайджан и немедленное помилование Рамиля Сафарова, отбывавшего пожизненный срок в венгерской тюрьме за трусливое убийство спящего армянского офицера Гургена Маргаряна, вызвало волну возмущения и протеста среди мирового Армянства и цивилизованной части мирового сообщества.
Однако в армянском обществе почти не обсуждаются мотивы, побудившие президента Азербайджана добиться экстрадиции, а также незаконно помиловать и вознаградить трусливого убийцу. По всей видимости, данный вопрос воспринимается армянским обществом как часть азербайджанской политики, основанной на мании во всём насолить армянам, добиться во всём хоть какого-нибудь, часто мнимого преимущества. В частности, если армяне добились для трусливого убийцы максимального наказания и отбывания заключения в Венгрии, то азербайджанцы должны были сделать всё для его экстрадиции в Азербайджан и последующего помилования. Скорее всего, именно так воспринимает ситуацию и азербайджанское общество. Однако на наш взгляд, у Ильхама Алиева есть иные, более прагматичные причины для осознанного втягивания своей персоны в позорную историю с героизацией трусливого убийцы.
На протяжении всего периода своего правления на посту президента Азербайджана, Ильхам Алиев в своих публичных монологах разглагольствовал о «неизбежности возвращения Гарабага в лоно Азербайджана». Эти оторванные от реальности речи подкреплялись такой же эфемерной милитаристской риторикой. Однако нет в Азербайджане человека, лучше понимающего всю бесперспективность этих сладко звучащих для азербайджанского уха речей, чем Ильхам Алиев. Ибо именно он, как никто другой знает содержание и суть переговорного процесса, а также состояние своих войск, мощь армянских армий и ещё целый ряд внутри- и внешнеполитических аспектов.
Но разглагольствования президента Азербайджана не только бесперспективны в плане их реализации. Они ещё и сами по себе опасны для Ильхама Алиева. Ибо если ему и удавалось кормить этими сказками азербайджанское общество на протяжении двух президентских сроков, то в условиях «революционной весны» царящей на Ближнем Востоке, ему необходимо было предпринять определённые усилия, чтобы отвлечь руководимое им население от наглядных фактов отсутствия хоть какой-либо положительной для Азербайджана динамики в процессе решения Карабахского конфликта.
В условиях отсутствия возможности проведения каких-либо преобразований – внутриполитических ли (из-за боязни подорвать свою авторитарную власть), экономических ли (из-за коррупционно-клановой системы, являющейся органичной частью политического строя Азербайджана), Ильхам Алиев решил сыграть на армянофобских, геноцидальных наклонностях азербайджанских турок. Поэтому миссия отвлечения внимания населения Азербайджана от нереализованных обещаний Ильхама Алиева по «восстановлению территориальной целостности», была возложена на… Нет, не на трусливого убийцу Рамиля Сафарова, являющегося всего лишь инструментом, а на себя любимого – «принципиального политика отстаивающего национальные интересы Азербайджана и вызволившего из беды героя».
Однако операция «Рамиль Сафаров» должна была стать катализатором процессов, которые позволили бы президенту Азербайджана оправдаться перед населением своей страны за невыполненные обещания. Но надежды Алиева не оправдались. Хотя очевидно, что переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ на ближайшее время заморожен, однако власти Армении убеждены, что наша страна «должна продолжать спокойно вести ту политику, которая поддерживается международным сообществом и может привести к признанию Нагорно-Карабахской Республики». Об этом заявил 12 сентября в парламенте Армении министр иностранных дел Эдвард Налбандян. Дело в том, что по мнению армянских властей, переговорный процесс сегодня течёт в благоприятном для Армении русле.
Всем участникам переговорного процесса, в том числе и азербайджанской стороне, уже давно ясно, что независимость Арцаха должна быть признана. Вопрос лишь в том как, когда и в каких границах. Немалую лепту в такое понимание решения Карабахского конфликта внесли власти Азербайджана, нагнетающие армянофобские настроения, достигшие последнего своего пика в период президентства Ильхама Алиева. Окончательно же общественности это было разъяснено после известия о помиловании Ильхамом Алиевым трусливого убийцы Рамиля Сафарова. Как вопрошал через пару дней после этого президент Армении Серж Саргсян: «Неужели после всего, что произошло, на земле найдется хоть один человек, который предложит народу Арцаха войти в состав Азербайджана – страны, где незаконными указами выпускают на свободу и открыто героизируют любого подонка, убившего человека только за то, что тот армянин?». А в заявлении принятом на внеочередном заседании Национального собрания говорится: «Укоренившаяся в Азербайджане на государственном уровне атмосфера ненависти к армянам вновь подтверждает ту реальность, что Нагорно-Карабахская Республика не может быть в составе Азербайджана в каком бы то ни было статусе».
Как мы видим, с одной стороны армянские власти заявляют, что не намерены выходить из переговорного процесса, а с другой прямо говорят, что независимости Нагорно-Карабахской Республики нет альтернативы. Это является подтверждением того, что переговорный процесс течёт в желанном для армянских властей русле. Именно поэтому глава внешнеполитического ведомства Армении заявил: “Важно в этой ситуации не предпринять шагов, которые бы вырвали почву из-под наших ног, важно продолжать осторожную политику, которая до сих пор давала конкретные результаты”. И власти Армении будут осторожны, так как, по всей видимости, их хотят спровоцировать на действия, которые разрушат переговорный процесс.
Развал переговорного процесса выгоден Ильхаму Алиеву, который загнал себя в тупик заведомо невыполнимыми обещаниями о «восстановлении территориальной целостности» и своей милитаристской риторикой. Но так как президенту Азербайджана не удалось добиться превосходства ни в переговорном процессе, ни в военной сфере, ему оставалось только саботировать переговорный процесс так, чтобы армянская сторона предприняла радикальные шаги, которые разрушили бы переговорный процесс. По всей видимости, для этого и была запущена операция «Рамиль Сафаров».
Однако власти Армении сумели сохранить хладнокровие в своих действиях. Более того, им удалось выставить действия азербайджанской стороны в истинном свете – как средневековую дикость. И временное замораживание переговорного процесса, что уже очевидно, ещё больше укрепит позиции армянской стороны. Президент Азербайджана же получил только краткосрочные дивиденды в виде опьяненного эйфорией населения, которое скоро поймёт, что это была очередная мнимая победа. Азербайджанское общество скоро протрезвеет и осознает, что операция «Рамиль Сафаров» позволила армянской стороне укрепить свои позиции в переговорном процессе и окончательно показала всем вовлечённым сторонам, что народ Арцаха не может сосуществовать с обществом, в котором героизируют убийц армян. Хотя вполне вероятно, что Ильхам Алиев, который лучше других в Азербайджане понимая неотвратимость международного признания суверенитета НКР, таким способом подготавливает своё население к этому процессу.
Самвел Агабабян, PanARMENIAN.Net