Правоохранительные органы польской столицы подводят итоги яркого события «Марш независимости», уже второй год подряд превращающего Варшаву в выездной майдан.
Кратко в цифрах о силах сторон. С одной стороны участвовали от 40 до 55 тыс. молодых людей, с другой — несколько тысяч полицейских.
Встреча проходила почти на равных, но завершилась со счётом 25:23 в пользу профессионалов, то есть раненых полицейских в итоге оказалось на два человека меньше, чем польских фанатов. Кроме того, около 200 мирных протестующих были грубо схвачены полицией и задержаны.
В ходе встречи использовались биты, файеры и даже коктейли Молотова.
…Немного о самом мероприятии. Его проводит маргинальная, если судить по результатам на выборах, политическая сила «Рух народовы», то есть «Народный фронт». Впрочем, движение очень молодо — ему всего пара лет. В неё влились наиболее решительно настроенные консерваторы польского политикума.
Марши Независимости проводятся в соответствующий День Независимости, но по независимым от официальных маршрутам.
В прошлом году марш проходил в непосредственной близости от нашего посольства — и завершился попыткой его штурма (польские националисты не любят Россию). Тогда это было трактовано как простительное исступление эмоций, потому что Россия не пускает в Европу братский украинский народ (который польские националисты, впрочем, тоже не любят).
Однако в этом году объектом агрессии стало руководство Польши в лице многолетнего премьер-министра Дональда Туска, который через 18 дней, 1 декабря, сменит Хермана ван Ромпея на посту председателя Европейского совета в Брюсселе.
Вместо гордости за успехи земляка на митинге «Народного фронта» было озвучено, что Туск продал Польшу Западу с потрохами и теперь будет получать 300 тысяч евро в год, а Польша своих денег так и не увидит (польские националисты не любят Брюссель. Особенно после того, как Польша всемерно поддержала санкции против России, а Европа отказалась возмещать 500 000 000 евро убытков).
Кроме того, националистов раздражают настойчивые шаги по внедрению в их католической стране европейских «гендерных норм», предполагающих довольно затейливое определение как пола человека, так и понятия семьи.
…Вообще говоря, мы наблюдаем результат, о котором ранее неоднократно предупреждали в публикациях. Для того чтобы распилить естественную историческую, культурную и экономическую связь стран Восточной Европы с Россией и Евразией, на заре процесса, лет 30 назад, использовались одновременно все пружины. В их числе самые действенные — национализм, консервативное представление о «традиционном нашем укладе, уничтоженном русскими большевиками» и стремление в Цивилизованную Западную Европу, «где у всех мерседесы, бытовая техника, и умеют лечить зубы».
Ретро-идеалистический национализм сочетался со стремлением в Цивилизованную Западную Европу чуть больше, чем никак. Потому что первый — про традиционные семьи, поддержку национального хозяйства государством и всякое такое. А второе — про жёсткое выполнение брюссельских норм, разрушение традиционных форм семьи и наднациональные экономические структуры.
И нынешние — на пустом, казалось бы, месте — майданы в Польше показывают, что это противоречие так никто устранить и не сумел.
Стоит отметить, что это был всего лишь третий парад независимости. В первом приняло участие меньше тысячи человек, во втором — свыше 30 тысяч, сейчас — как мы видим, ещё больше.
P.S.
Официозные польские СМИ, разумеется, пишут про «позор» и «неприемлемое поведение толпы» — однако на деле поведение полиции в отношении молодых людей, вышедших заявить свой мирный протест против политики режима, было совершенно недопустимым. Мы получаем множество сигналов о том, что силовики польского правительства проводили массовые необоснованные задержания участников народного празднования и осуществляли против них провокации.