Говорят, в каждой женщине есть немного от ведьмы. Это означает, что каждая женщина должна быть еще и прозорлива, ибо слово ведьма происходит от ведать, знать. Как плодовитая азербайджанская журналистка Нурани, ведающая, что розыгрыши “Арцах лото” являются первейшим признаком того, что “к конструктивным шагам в урегулировании конфликта Ереван не готов”. Вот так вот: разыгрывает лотерею, как и большинство государств мира, Республика Арцах, а заведующая отделом международной жизни азербайджанской газеты “Эхо” Нурани провидчески увидела в этом неготовность Еревана к конструктивным шагам. Исходя из этой логики, трудно даже представить, с каким смыслом в Республике Арцах добываются каменный уголь, медь и золото, засеиваются поля, проводятся концерты и соревнования, строятся дома и даже, о, ужас, рождаются дети. Но, не буду больше восхвалять женскую прозорливость Нурани, ибо рождение ребенком женского пола еще не означает стать женщиной. Поговорим об искусстве женского коварства, для овладения которым отнюдь не обязательно быть чьей то женой.
Так, Нурании прочла мою статью “Гуманитарная мина” Мадридских принципов”, в которой указывалось на неприемлемость этих принципов для армянского народа, после чего впала в транс – необходимое состояние для провидчества. Вначале она еще держалась, и даже привела из статьи цитату, заканчивающуюся утверждением о том, что “войну предрешает именно гуманитарный блок Мадридских принципов, к которому относятся возвращение территорий и их заселение азербайджанскими беженцами”.
Мои аргументы к сказанному Нурани предпочла опустить, заявив безапелляционно, что “Дальнейшие пояснения насчет “этноплеменного менталитета закавказских турок” и т.д. цитировать просто невозможно: в любой цивилизованной стране их сочтут пропагандой фашизма со всеми вытекающими”. Таким образом, один из рупоров насквозь демократичного и толерантного Азербайджана счастливо избежала цитирования “пропаганды фашизма” и сразу перешла к резюме моей статьи. Тем не менее, вернее, именно по этой причине, я вновь приведу свои аргументы, непонятно по какой причине воспринятые Нурани в качестве пропаганды человеконенавистнической идеологии. Итак, принося извинения за пространную цитату, напомню, что написано в моей статье.
“Как ни странно, войну предрешает именно гуманитарный блок Мадридских принципов, к которому относятся возвращение территорий и их заселение азербайджанскими беженцами.
Что касается границ Республики Арцах, то они очерчены агрессией Азербайджана, и об их изменении и речи быть не может. И на это есть несколько причин.
1. Причиной беженства этих людей явилась агрессия Азербайджана, и Республика Арцах отнюдь не обязана исправлять последствия чужих преступлений.
2. Сегодня все азербайджанские беженцы из Республики Арцах являются гражданами Азербайджана и других стран, которые, дав им гражданство, тем самым обязались обеспечить их социально-бытовые условия.
3. Практически все мужское азербайджанское население Арцаха в той или иной мере принимало участие в преступлениях, совершенных в годы агрессии Азербайджана против самоопределившейся республики. В качестве примера можно привести решение Прокуратуры СССР от 10 марта 1989 года, закрывшей уголовное дело о массовых беспорядках в Ходжалу 18 сентября 1988 года, выразившихся нападениями на проезжающие через село машин с армянами, сопровождающиеся избиениями и убийством их пассажиров. Вот это сообщение Прокуратуры СССР: “Следователи установили, что в массовых беспорядках в селе Ходжалу участвовало практически все его население азербайджанской национальности, но ограничили свою деятельность выявлением наиболее активных участников (Было бы и юридически, и политически неверно привлекать к уголовной ответственности всех лиц, так или иначе вовлеченных в эти события). В итоге под суд было решено отдать лишь двух человек. Кроме них в ходе расследования были изобличены в преступлениях еще 8 человек. Но, учитывая, что действия этих лиц не повлекли тяжких последствий, они дали чистосердечные показания, раскаялись в содеянном, положительно характеризуются по месту работы и жительства, в отношении них уголовные дела прекращены. Этих лиц взяли на поруки трудовые коллективы. Принимаются во внимание и другие факторы”. Гарантий того, что завтра состоящий из преступников коллектив не возьмет на поруки других преступников, понятно, никто дать не может.
4. В годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах между этими государствами произошел обмен населением. Прецеденты этому явлению в истории есть: обмен населения между Турцией и Грецией в 1923 году, Польшей и СССР в 1945 году, Чехословакией и СССР в 1946 году, Индией и Пакистаном в 1947 году, Кипром и Турецкой республикой Северного Кипра в 1975 году. Приведенные примеры носили договорный характер, тогда как обмен населением между армянскими государствами и Азербайджаном имел место де-факто. Но, во-первых, примеров де-факто обмена населением намного больше, чем договорных, во-вторых, гуманнее оформить обмен сегодня, чем подготовить почву для войны и гибели мирного населения завтра.
Безусловно, сложно отвергать предложения (принципы), преподносимые в качестве гуманитарных. Но “сложно” не означает “невозможно”. Убедительность приходит с убежденностью в собственной правоте. Необходимо вооружиться примерами (их, к сожалению, много) массовой резни армян “мирными” закавказскими турками – азербайджанцами в 1904-05, 1918-1920 и 1988-1991 годах, показать их взаимосвязь и преемственность. Важно объяснить посредникам значение широко известного в Закавказье и на пространстве бывшего СССР термина “фактор азербайджанский толпы”, означающего постоянную готовность сборища закавказских турок рубить топором, забивать до смерти железными прутьями, жечь и насиловать людей, еще вчера числившихся ближайшими соседями. Знать самому и убедить собеседников в том, что любое случайное ДТП способно спровоцировать возобновление боевых действий. Привести примеры совершенных толпой массовых убийств армян в Сумгаите, Баку, Ханларе, Геранбое, Имишли и других населенных пунктах Азербайджанской ССР. В конце концов, армянское население Гандзака, Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского районов убивали и депортировали не военные и не полиция, все эти зверства совершались десятками тысяч гражданских лиц – закавказских турок”.
Всегда бывает забавно читать, как азербайджанские пропагандисты обвиняют других в ксенофобии или фашизме, и, тем не менее, хотелось бы понять, что из написанного было воспринято Нурани пропагандой фашизма? Нурани давно славится умением выдергивать из контекста фразы, которые можно было бы интерпретировать в нужном для нее ракурсе. В данном случае она оказалась лишенной этой возможности, вследствие чего и появилась ее фраза о невозможности цитирования тех положений моей статьи, которые “в любой цивилизованной стране их сочтут пропагандой фашизма со всеми вытекающими”. Вместо этого она прибегла к испытанному азербайджанскими пропагандистами приему: вывод с сокрытием изначальных данных.
Понятно, что в Баку мечтают о скорейшем предании забвению массовых преступлений их соплеменников, как это было, например, в приведенном примере относительно бывших жителей Ходжалу. Странно только, что в этом деле в Азербайджане надеются на наше содействие. Наоборот, я считаю своим долгом напоминать, в том числе и армянам, о реальной картине агрессии Азербайджана против Республики Арцах, в том числе об участии в этом масштабном преступлении некогда живших в Арцахе закавказских турок – азербайджанцев.
Но “антифашист” Нурани стремится не только обвинить нас в фашизме, но и подорвать ставшие поперек горла Азербайджана дружеские отношения армянского и лезгинского народа. Для этого она приводит цитату опять-таки из моей, но ужедругой статьи: “Армянский народ и без того испытывает этнический дискомфорт от осознания того, что большая часть нашей родины находится под чужой пятой, и добровольное очередное "дарение" после бесспорных военных успехов в последней войне способно нанести нашему народу неизлечимую душевную травму”.
Данная цитата стала для азербайджанской журналистки поводом для, как ей, видимо, кажется, провокационных выводов: “А армянские аппетиты, напомним, распространяются и на оккупированные регионы, и на Габалинский район, и даже на Шеки”.
“Армянские аппетиты” не выходят за пределы Армянского нагорья, северо-восточные границы которого ограничены рекой Кура. У нас нет территориальных противоречий ни с лезгинами, ни с другими автохтонными народами Азербайджана, как бы на это ни надеялись в Баку, воспринимающем эти народы в качестве янычаров, убивающих и гибнущих ради интересов закавказских турок. Другой вопрос (преподнесу Нурани подарок, который она может долго цитировать в качестве подтверждения своих “обвинений”), что реализация национальных чаяний армянского и лезгинского народов требует ликвидации рожденной преступным путем Азербайджанской республики и освобождения лезгинского и других автохтонных народов этого образования от инонационального ига.
Мы идем к своей цели с открытым забралом, и именно это обстоятельство вводит в ступор азербайджанских политиков, политологов и журналистов, привыкших действовать исподтишка. Или с "женским коварством".