В Армении начались парламентские обсуждения представленного правительством проекта госбюджета на 2015 год. Согласно главному финансовому документу, который, как правило, в итоге подвергается незначительным «косметическим» изменениям, экономический рост в следующем году ожидается на уровне 4,3%.
Доходная часть бюджета составит около $2,9 миллиарда, а расходы запланированы на уровне $3,16 миллиарда. Львиную долю доходов в госбюджет (95,5%) обеспечат налоги и госпошлины, что, в свою очередь, означает: бизнесу расслабляться не дадут. В целом же налоговые поступления в госбюджет составят 24,33% ВВП, а это невысокий показатель для государств с определенным уровнем теневой экономики и коррупции.
Теневой бюджет и дефицитная «трещина»
Теневая экономика Армении, по оценкам экспертов (государство не провело исследование на эту тему, хоть и заявляет, что ведет борьбу за сокращение теневой экономики), составляет 35-40%, то есть почти в два раза выше официальных расходов на оборону, национальную безопасность и обеспечение общественного строя (21% от расходной части бюджета) и в десятки раз больше государственного кредита Нагорному Карабаху (около $100 миллионов).
Социальная направленность бюджета сохраняется. Почти половина расходов (около 47%) госбюджета в следующем году будет потрачено на обеспечение социально-культурных нужд страны.
С одной стороны, для государства с высоким уровнем бедности (только по официальным данным, более трети населения живет за чертой бедности) социальная ориентированность бюджета понятна. С другой стороны, это также означает сохранение медленных темпов реформ и избегание радикальных действий.
Ситуация усугубляется случаями «распила» и неэффективными тратами и без того ограниченных средств. Председатель Контрольной палаты Армении в прошлом году заявил, что более 70% бюджетных средств находятся «под угрозой», за что и получил порицание от президента. В результате тема была просто закрыта.
В прошлом году Контрольная палата выявила вопиющие случаи «распила» госбюджета Армении, но тема была закрыта
«Трещина» – или дефицит госбюджета трехмиллионной Армении – составит порядка $277 миллионов, которые правительство попытается восполнить привлечением средств из внутренних и внешних источников. Например, в следующем году оно планирует получить от зарубежных стран и международных организаций официальные гранты на общую сумму $63 миллиона.
Цель – крупный бизнес
Премьер-министр Овик Абрамян в своем выступлении перед парламентариями назвал проект госбюджета «реалистичным» с учетом сложных региональных экономических условий.
«Проект госбюджета на 2015 год реалистичен, особенно ввиду сложнейших региональных экономических трендов. Все возможные сценарии развития ситуации представлены, и можно быть уверенным, что необходимые расходы обязательно будут осуществлены», – заявил премьер, который уже неоднократно упоминает о возможных негативных последствиях ухудшения экономической ситуации в России для Армении.
В своем расширенном выступлении глава правительства акцентировал внимание на раскрытие источников доходов и внутренних ресурсов. Последними руководство Армении живо заинтересовалось после глобального экономического кризиса 2008 года, что привело к резкому сокращению инвестиций «длинных» денег в экономику республики, где в настоящее время ощущается инвестиционный голод.
«Экономическая политика в целом будет акцентирована на двух основных направлениях. Первое — улучшение бизнес-среды и развитие экспорта. Второе — развитие стрежневых отраслей», – подчеркнул Абрамян, пообещав обеспечить частному сектору, который по большей части сконцентрирован в руках крупного бизнеса и олигархии, равные условия.
«Мы будем развивать сотрудничество также с частной сферой. В основе нашего сотрудничества будут положен принцип обеспечения и гарантирования равных условий», – сказал армянский премьер, который сам является одним из богатейших и влиятельных людей в республике и состоит в родстве с самым богатым человеком страны — крупнейшим олигархом Гагиком Царукяном.
Помимо этого, Абрамян обещает сократить теневую экономику за счет обложения налогом крупного бизнеса, обеспечить льготы малому и среднему бизнесу, представители которого ранее резко выступили против налоговой реформы с вводом обязательной процедуры документирования всего торгового оборота.
«Наша цель – крупный бизнес, где мы планомерно и терпеливо будем сокращать «тень», – подчеркнул глава армянского правительства, тут же дав понять, что крупному бизнесу еще долго не придется платить все налоги: «У нас нет волшебной палочки для решения всех накопившихся проблем. У нас есть воля для реализации поставленной цели шаг за шагом, отрасль за отраслью».
Бюджет выживания
Почти каждый раз при представлении проекта госбюджета на следующий год премьер-министры Армении давали ему какие-то громогласные и исходящие из сложившихся реалий названия. Начиная с 2009 года, после закручивания маховика мирового экономического кризиса, проекты госбюджета Армении именовались антикризисными, нацеленными на развитие и пр.
На сей раз Овик Абрамян, следуя традиции и учитывая сложность экономической ситуации в стране и за ее пределами, назвал главный финансовый документ с прицелом годового роста 4,3% и допустимым — правда, практически обнуляющим этот рост — уровнем инфляции в коридоре 4%(+-1,5%) «реалистичным».
С этой оценкой явно не согласны коллеги из оппозиции, которые назвали документом «бюджетом выживания».
Оппозиция считает проект госбюджета на 2015 год не «реалистичным», а «бюджетом выживания»
«Каждый раз нам говорят, что бюджет имеет социальную направленность, однако всегда правительство ведет антисоциальную политику, в том числе допуская распил бюджетных средств. Даже при существенном повышении зарплат и пенсий бюджет нельзя назвать социальным, поскольку заложенная в нем планка экономического роста никак не гармонирует с тяжелым социально-экономическим положением граждан. Чтобы гражданин Армении почувствовал на себе положительные изменения, экономический рост должен быть как минимум на уровне 10%», – заявил зампредседателя оппозиционной партии «Наследие» Армен Мартиросян.
Правда, конкретных механизмов обеспечения этого необходимого минимума экономического роста он не предложил. На его взгляд, в проекте госбюджета на 2015 год нет существенных отличий от предыдущих финансовых документов. «Это ничего не говорящий и лишь ситуативный документ», – подчеркнул политик.
Цепная реакция на санкции
Помимо таких дефектов армянской экономики, как высокий уровень олигархизации, узкие размеры рынка, отсутствие реальной конкуренции и, как следствие, большая поляризация доходов, а также логистические трудности и блокада со стороны Турции и Азербайджана, ситуация усугубляется еще и негативными тенденциями на внешних рынках, особенно в России.
Зависящая от нее армянская экономика довольно чувствительно реагирует на любые масштабные негативные тенденции, а сейчас из-за западных санкций настали не лучшие времена — на грани рецессии. Россия – основной рынок сбыта армянских готовых сельхозпродуктов, и на ее долю приходится основной объем поступающих в страну частных трансферов, которые в годовом исчислении сопоставимы с госбюджетом страны.
Дальнейшее ухудшение экономической ситуации в России, сопровождающееся ослаблением рубля и инфляционными рисками, может обернуться для Армении сначала замедлением роста, а затем и вовсе сокращением объемов трансферов. Это, в свою очередь, сулит республике такие последствия, как рост миграции, сокращение потребления и снижение торгового оборота.
В таких условиях и с таким бюджетом излишне говорить об амбициозных планах, кардинальных реформах, позволяющих обеспечить равные условия конкуренции на рынке и открывать новые горизонты развития общества и экономики страны.