Решение европейцев ввести антироссийские санкции, безусловно, принято под нажимом США. Американцы же пытаются ослабить своего основного экономического соперника и, оставив Европу без российских энергоносителей, лишить её конкурентных преимуществ.
По мнению экспертов, фактически США ведут финансовую войну против ЕС. «Президент Обама и его кабинет продолжают полагаться на финансовые методы ведения войны, — отмечает американский политолог Хуан Зарате. — Это вид войны, не подразумевающий «стремительное наступление», но приводящий к медленному финансовому истощению. Это скрытая война, направленная на ограничение источников финансового благосостояния врагов».
Ещё в середине 70-х годов Збигнев Бжезинский написал статью «Похищение Европы», в которой сетовал, что Советский Союз стремится вывести европейские страны из-под влияния США. Произошло это вскоре после того, как немцы договорились с советским руководством об увеличении поставок углеводородов из Западной Сибири в ФРГ. «Европа является важнейшим геополитическим плацдармом Соединённых Штатов в Евразии, — писал Бжезинский. — Однако мы не должны допустить образования такой интегрированной в геополитическом плане Европы, которая могла бы бросить вызов США». А такая Европа, по мнению американского политолога, может появиться лишь в том случае, если европейцы осознают, что Россия — их естественный экономический партнёр.
Стоит вспомнить о планах «альтернативной интеграции» с Западной Европой, которые разрабатывались в начале 2000-х. Тогда европейские ― в первую очередь немецкие ― бизнесмены всерьёз говорили о формировании энергетического альянса с Москвой. В итоге правительство Герхарда Шрёдера, поддержавшее эту инициативу, потерпело поражение на выборах в бундестаг. От планов «альтернативной интеграции» отказались. И вот теперь тот же Бжезинский в интервью CNN призывает европейских лидеров «выступить против Владимира Путина, поскольку в противном случае Европа рискует оказаться сателлитом России».
Как отмечает академик Александр Дынкин, «с самого начала европейского энергетического сотрудничества Восток-Запад, США относились к нему скептически. Многие западные немцы — участники знаменитой сделки «газ-трубы» — рассказывали, как США выкручивали им руки, стремясь сорвать готовящееся соглашение. Однако лидеры ФРГ и немецкого бизнеса смогли противостоять этому давлению. Несмотря на холодную войну. Сегодня история повторяется. Американцы хотят попробовать в очередной раз внести раскол между Востоком и Западом континента. Наверное, кому-то в Вашингтоне кажется, что это позволит продвинуться в вопросе создания Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (TATIP), ослабив конкурентоспособность партнёров по переговорам».
Атлантическая лояльность и Ost Politik
Недавно американские сенаторы предложили включить в законопроект о «Предупреждении российской агрессии» совместную трансатлантическую стратегию в области энергетики, которая «должна уменьшить зависимость ЕС от России благодаря поставкам сжиженного газа из Америки, развитию сланцевой нефти и газа в Европе, более разумному использованию существующей системы трубопроводов и строительству новых трубопроводов, неподконтрольных РФ».
Цель Вашингтона — в том, чтобы полностью переформатировать европейский газовый рынок и выжить с него Россию, которая ещё с советских времён была главным поставщиком газа в Европу и на протяжении десятилетий исправно выполняла свои контрактные обязательства.
Конечно, странам Евросоюза будет очень сложно отказаться от поставок энергоносителей из России. Об «опасном авторитарном соседе» европейцы рассуждают уже давно, но вместо того, чтобы избавиться от энергозависимости, они лишь увеличивают долю РФ на своём рынке. Например, в прошлом году экспорт газа по трубопроводным системам по сравнению с 2012 годом увеличился более чем на 10 процентов. Сегодня на Европу приходится более 70 процентов российского экспорта нефти и почти весь объём трубопроводного газа.
Тем не менее страны ЕС поставили перед собой цель снизить к 2020 году зависимость от естественных, углеводородных источников как минимум на 25%. Что фактически означает немедленный переход к альтернативным источникам энергии. «В Евросоюзе сознательно пропагандируются возможности безболезненного отказа энергетики от углеводородов за счёт ускоренного развития возобновляемых источников и резкого повышения энергоэффективности, — отметил глава «Роснефти» Игорь Сечин в своём выступлении на питерском саммите. — При этом преуменьшается цена этих процессов, обществу не предъявляется реальная картина того, что они, во многом, технологически не подготовлены. На практике реализация этих целей приводит к полному искажению рыночных отношений и тяжёлому стоимостному бремени для потребителей».
Всё же, в соответствии с последним прогнозом Еврокомиссии, доля газа в топливно-энергетическом балансе ЕС останется стабильной (24–25%) вплоть до 2050 года. И было бы неправильно, если бы политическое обострение привело к отказу от эффективных путей развития энергетики. Неслучайно бывший канцлер ФРГ Гельмут Шмидт отмечает, что «санкции на деле затронут Запад в той же степени, что и Восток, а значит, необходимо наладить диалог с Россией и возродить основные принципы Ost Politik».
«Введение санкций в отношении российской нефтяной отрасли может ухудшить экономическое состояние европейских НПЗ и привести к закрытию многих из них», — заявил Игорь Сечин, выступая в четверг на третьем Евразийском форуме «Инновации и международная интеграция» в итальянской Вероне. По его мнению, альтернативой поставкам из России мог бы стать для европейцев импорт из стран Ближнего Востока. «В данном случае, — подчеркнул Сечин, — вследствие более длинного логистического плеча дополнительные затраты европейских потребителей на импорт нефти составят 16 долларов на тонну нефти, или 2,8 млрд долларов в год. И не будем забывать про нарастающую политическую нестабильность этого региона».
Из России в Европу в 2013 году было поставлено 178 миллионов тонн нефти, а это почти 38% всего европейского импорта, и около 38 миллионов тонн дизельного топлива (86% европейского импорта). Сечин убеждён, что «введённые в конце июля этого года санкции Евросоюза в отношении России нарушают нормы контрактного права и ломают основу демократического устройства — принцип разделения властей». «Контрактное право — должно оставаться незыблемым фундаментом деловых отношений в Европе и быть изолированным от политической конъюнктуры», — провозгласил глава «Роснефти».
Теперь о возможности переориентации ЕС на американский сланец. Как отмечает обозреватель The Washington Post Макс Эренфройнд, «если даже администрации Обамы удастся в мгновение ока построить газосжижающие заводы в США, танкеры для транспортировки сжиженного газа и порты для его отгрузки, экспортная система США не выдержит конкуренции с разветвлённой сетью трубопроводов, построенной ещё при Советском Союзе и позволяющей поставлять газ быстро и по низкой цене». В общем, с точки зрения здравого смысла, перспективы у американцев небольшие. Хотя не исключено, что политическая лояльность Америке окажется для стран ЕС важнее прагматичных интересов.