Последние события, связанные с арцахско-азербайджанским конфликтом, и прежде всего скандальное решение ПАСЕ о подготовке доклада “Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана”, грубо искажающее факты и суть этого противостояния, должны заставить нас оценить происходящие события по-новому. Наша делегация сделала всё, чтобы не допустить появления доклада со столь провокационным и лживым названием, и нет оснований подвергать её работу критике. Баку долго готовил провокацию в ПАСЕ, нацеленную на торпедирование работы Минской Группы ОБСЕ, что сразу же отметил наш сайт.

С другой стороны, нельзя не заметить, что появление решения о докладе и назначение Роберта Уолтера докладчиком стало следствием пассивного, а не проактивного подхода дипломатии Армении к поискам эффективных путей защиты государственных интересов Республики Арцах. Это означает, что критики заслуживает методология нашей дипломатии, а не поведение представителей Армении в ПАСЕ, добросовестно отстаивавших реализованное в 1991 году право народа Арцаха на самоопределение. Попытаемся разобраться в этом изъяне, чтобы исключить рецидивы подобных провалов в будущем.

В своих работах мы нередко отмечали, что ООН является Организацией Объединённых Наций, а не государств. Это уточнение отнюдь не является мелким бюрократическим буквоедством – оно отражает истину, проливает свет на отношение Баку к международному праву, воспринимаемое Азербайджаном как гарант его территориальной целостности, и к ООН, которую Баку считает организацией именно государств, а не наций. Все усилия пропаганды Азербайджана нацелены на недопущение признания Республики Арцах субъектом международного права, причём единственным доводом Баку является навешивание на второе армянское государство ярлыка сепаратистского образования, кажущееся бакинским мудрецам соломоновым решением всех их правовых проблем.

Но не всё так просто, как видится Баку. Устав ООН и многочисленные словари международного права дают совершенно иную, отличную от бакинской, трактовку международной правосубъектности народов, провозгласивших свое государство или ведущих борьбу за независимость. В них указывается, что основными субъектами международного права являются государства, международная правосубъектность которых возникает с момента провозглашения и не зависит от их признания другими государствами. Международная правосубъектность распространяется также и на нации и колонии, борющиеся за независимость и создавшие в ходе этой борьбы органы национального руководства, осуществляющие функции публичной власти. Более того, в отдельных случаях международная правосубъектность возникает даже у международных организаций.

Смысл приведённых выше комментариев довольно прост, и не допускает иносказательных толкований, к которым Азербайджан испытывает большое пристрастие. Республика Арцах имеет все основания для подачи заявки на приём в ООН, у которой нет юридических и правовых оснований для отказа. Единственной оговоркой, которой способна воспользоваться ООН, не нарушая грубо собственного Устава, может стать прием без права голоса до признания государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики – Республики Арцах другими государствами. Но и в этом случае приём в ООН наделит Арцах всеми правами входящих в неё государств, за исключением права голоса.

Вот интересная цитата из книги по международному праву, затрагивающая ту же тему: “Так, устанавливая норму о том, что членом ООН может быть только государство, Устав ООН не требует, чтобы этому предшествовало признание. Вместе с тем прием непризнанного государства в международную организацию также не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения”. То есть следует подумать о смещении акцентов: не добиваться признания Республики Арцах для подтверждения ее международной правосубъектности, а, наоборот, зафиксировать международную правосубъектность НКР и, одновременно, добиваться ее государственного признания.

В любом случае, голос Степанакерта должен раздаваться с трибуны ООН, как бы к этому ни относились в Баку, Анкаре или Исламабаде. Вспомним, в свое время ООН признала Организацию Освобождения Палестины (ООП) как законного представителя палестинского народа, не имеющего своей государственности. Другой пример: осенью-зимой 2012 года многие государства – Франция, Великобритания, США, ряд арабских стран – заявили о признании оппозиционной Сирийской национальной коалиции в качестве легитимного представителя народа Сирии, зафиксировав тем самым ее международную правосубъектность. Как известно, практически сразу после этого признания Сирийская национальная коалиция распалась на ряд террористических организаций.

Республика Арцах доказала свою государственную состоятельность куда более ответственным и выдержанным поведением на международной арене, чем тот же Азербайджан, вспоминающий о праве и законности только в тех случаях, когда он подвергается резкой и нелицеприятной критике.

Республика Арцах стала первым постсоветским государством, в котором президент, после истечения конституционного срока, не пытался сохранить власть и отказался от участия в выборах.

У Республики Арцах есть надёжная боеспособная армия, избавляющая международное сообщество от дорогостоящего миротворческого вмешательства в конфликт, могущего вызвать немалые потери в рядах армий стран, которые решатся на подобную авантюру.

Приём Республики Арцаха в члены ООН покажет всем странам, участвующим в поиске мирного урегулирования конфликта, что они имеют дело с состоявшимся демократическим государством, с выборной властью и верховенством закона.

Приём Республики Арцах в члены ООН активизирует усилия его друзей во всём мире в направлении полноценного дипломатического признания второго армянского государства.

Считаем, что Республики Арцах должна обратиться в ООН с заявкой о принятии в эту структуру. Необходимо более активно продвигать свои интересы на международной арене, напоминать межнациональным и межгосударственным структурам их уставы, а также права и обязанности. Нам нужны не послушание и робость, а нестандартные и инициативные решения. Только они смогут принести нам долгожданный прорыв.

Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН
Александр МИКАЭЛЯН

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.