Многочисленные литературные премии и награды Наринэ Абгарян всего лишь пикантное дополнение к ее успеху и невероятной любви среди читателей. В 2010 году вышла ее первая книга «Манюня». История о дружбе двух маленьких девочек имела оглушительный успех: цитаты и афоризмы из книги стали жить своей отдельной от романа жизнью. В 2013 году книга Наринэ «Семён Андреич. Летопись в каракулях» была признана лучшей детской книгой последнего десятилетия премией «BABY-HOC» - фондa Михаила Прохорова. А совсем скоро ожидается выход новой – уже седьмой книги «Маран». Это роман об одной деревне, в которой, по словам самой Наринэ, зашифрована история Армении. Imyerevan.com побеседовал с одной из самых талантливых современных писательниц - нашей соотечественницей Наринэ Абгарян.
Стать писателем
Я не намеревалась писать книгу. Я просто писала разные истории в своем блоге, думая, что они не будут интересны русскому читателю. Ведь, кроме того, что я писала на армянские темы, действия в моих историях происходили в советские времена, тогда как в двухтысячных люди читали совсем другую литературу - Акунина, Пелевина, а я даже рядом не стояла. И когда я вдруг стала замечать, что читателям интересны мои истории, когда совсем неожиданно издательство предложило опубликовать книгу, я была поражена. Сначала мне показалось это шуткой, а когда первый тираж «Манюни» в три тысячи экземпляров был раскуплен за одну неделю, я просто не могла поверить в это. У меня никогда не было такой самоцели – стать писателем, притом писателем, интересным не только взрослым, но и детям.
Писать для детей
Вообще, для меня нет литературы с возрастным ограничением: если ребенку интересно читать, значит – он должен читать книгу. Мои книги – это нечто среднее между взрослой и детской литературой. С одной стороны и маме не скучно читать, и ребенку слушать. Дети – самобытные существа. Иногда мне кажется, что это маленькие взрослые. И даже, лучшие варианты нас. И это радует.
От чего нужно оберегать детей?
От лжи и «сюсюканья». Ребенок хочет достойного отношения к себе. Если даже он задает на наш взгляд «неправильный» или откровенный вопрос, это значит лишь то, что он уже готов услышать правдивый ответ. Когда я в детстве узнала, что дети появляются из капусты, это было для меня еще большим шоком, чем если бы мне сказали правду, без анатомических подробностей, естественно.
Современные дети
Мне жаль, что у наших детей нет того детства, которое имели мы. Даже мой сын, прочитав «Манюню», с досадой признался, что у него практически не было детства. Дети больших городов сегодня лишены той первозданной дикости, которую может позволить себе деревенский житель – и это обратная сторона интернета и современных технологий.
Возвращение в прошлое
Я бы хотела увидеть себя пятилетней, поговорить с собой. Но не для того, чтобы сказать ей – то есть себе – какие-то напутственные речи. Или рассказать о будущем, о том, что меня ждет. Тогда были очень сложные времена, и я бы своими речами могла испортить все. А так, я бы хотела инкогнито отправиться в прошлое и увидеть себя со стороны, когда бабушка и дедушка были рядом, когда мир был маленьким и уютным. Вообще это хорошо, что люди не знают своего будущего: ведь намного лучше знать прошлое.
Влияние литературных персонажей
Больше всего на меня повлияли персонажи тех книг, которые я прочитала в детстве. Герои Астрид Линдгрен, герои книги Эно Рауда «Муфта, Полботинка и Моховая Борода». Наверное, Моховая Борода и есть мой любимый персонаж. В более зрелом возрасте на меня произвел огромное впечатление Бенджи из романа Фолкнера «Шум и ярость». Я вообще люблю тяжелую литературу: персонажи «Улисса» Джеймса Джойса также были мне очень симпатичны.
Влияние реальных персонажей
Самое большое влияние на меня имели именно близкие люди: бабушки, дедушки, родители, братья-сестры. Из знаковых деятелей я выделю Соса Саркисяна, Фрунзика Мкртчяна, Уильяма Сарояна, Сергея Параджанова. А еще Монте Мелконян, которого я ассоциирую с Че Геварой. Мне было очень жаль, когда его не стало. Такие люди часто оставляют след в сознании людей – в том числе и в моем.
Если не литература, то что?
То – ничего. У меня такое ощущение, и это ощущение многократно подтверждалось – что я больше ни на что не пригодна. У меня не сильно развитые музыкальные данные, рисую крайне посредственно. Я даже работала в банке бухгалтером, и скажу, что и здесь не проявила себя должным образом. Так что кроме текстов я вряд ли сгожусь на что-нибудь еще.
Написать сложный экзистенциальный роман-антиутопию
Вообще-то я сейчас работаю над чем-то подобным. Не скажу, что это экзистенциальный роман-антиутопия, это больше похоже на магический реализм, немного смахивающий на «100 лет одиночества». Роман, который называется «Маран» будет готов к декабрю и рассказывает историю одной деревни, в которой зашифрована история армянского народа.
Самое лучшее место
Место, где я родилась – Берд. Там я чувствую себя дома. Там у нас небольшой домик, откуда открывается живописный вид на горы и леса. Все мои книги написаны от большой тоски, и возможно, вернувшись домой, я начну писать совсем другие вещи.
Любимая цитата
«Оно любило осуществляться» - Марк Аврелий. Эта цитата со мной еще со студенческих лет и стала моим девизом жизни. И теперь я все делаю, чтобы «оно» осуществлялось.
Мотивация себя
Беру себя за шкирку и сажаю за работу. Других более мотивационных приемов я еще не нашла. И пытаюсь никогда не откладывать дела на потом. Работа писателя – это сложная и кропотливая работа. Я не скажу, что она такая же тяжелая, как колоть камни. Однако по части затрачиваемой энергии сходство с тяжелым физическим трудом определенно имеется: Так что, единственный способ – это заставлять себя делать эту работу с ужасным распорядком дня, когда приходится просыпаться в 6:30 утра.
Причастность к миссии
У меня нет чувства причастности ни к какой миссии. Если только не рассматривать в качестве миссии проявление любви к семье, уважение к старшим и помощь маленьким.
Патриотизм
Я не люблю слово «патриотизм». В основном, люди, которые часто используют его, не любят родину. А истинные патриоты – это люди, которые заботятся о стариках, помогают нуждающимся, здороваются с соседями, оплачивают покупки пенсионерам и тем самым делают мир лучше и добрее. При этом такие люди не кричат на каждом углу о любви к своей родине. Они показывают свою любовь поступками.
Какие ассоциации вызывает Ереван?
Ереван ассоциируется с последним концертом Лусине Закарян в Доме камерной музыки. Был 1991 год, и концерт совпал с первым съездом армянских бизнесменов из диаспоры в Армению. Тогда Лусине уже была тяжело больна. Но они об этом не знали, и просто слушали ее потрясающее пение. Передо мной сидел пожилой человек из Аргентины, который на протяжении практически всего концерта тихо плакал. И когда Лусине спела на бис «Аве Марию», возникло ощущение, будто всех нас в зале приподняли в воздух. Ереван теперь всегда ассоциируется с этим концертом.
Самая хорошая черта армян
Готовность помогать друг другу, и даже получать от этого огромное удовольствие. Стоит только попросить о помощи, как сбегается сто человек с советами и полной готовностью сделать все что угодно.
Самая плохая черта армян
Чрезмерно высокое самомнение. Мы любим очень долго и красочно рассказывать о себе, о своей истории, о достижениях, о великих людях, тогда как на самом деле мы сами – как индивидуумы, ничего так и не достигли. Это неправильно оправдывать себя тем, что кто-то в истории чем-то прославился. Человек и народ велик тем, что он сам сделал, а не кто-то в прошлом.
Одно слово, которое первым приходит на ум
Счастье.