Итак, Азербайджан уже успел оправиться от шока событий второй декады июля в Карвачарском (Шаумянском) районе Республики Арцах, когда военнослужащие Армии обороны НКР задержали двух азербайджанских террористов – Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева – и ликвидировали оказавшего вооруженное сопротивление третьего – Гасана Гасанова. По инициативе Баку во всех социальных сетях – Фейсбук, Твиттер, Одноклассники, ВВконтакте и других – начата кампания с вполне “безвинным” названием: “Спасем азербайджанских заложников”. Кампания развернута широко и масштабно, на пяти языках – азербайджанском, английском, русском, французском, а также армянском языке.
Данная кампания приурочена к суду над преступниками, первое заседание которого должно пройти в Степанакерте 27 октября.
Напомню вкратце события. 10 - 14 июля в Карвачарском районе была ликвидирована азербайджанская разведывательно-террористическая группа, состоящая их трех человек. Двое из них – Дильгам Аскеров и Шахбаз Гулиев – арестованы, еще один – Гасан Гасанов – уничтожен. К сожалению, во время операции по ликвидации диверсионно-террористической группы погиб майор Армии обороны Республики Арцах Саркис Абраамян, тяжелое ранение получила супруга заместителя командира воинской части по техническому снабжению Карине Давтян. А за два дня до задержания азербайджанскими террористами был убит 17-летний подросток, житель района Смбат Цаканян.
Справедливости ради надо сказать, что первую волну спекуляций вокруг арестованных террористов Азербайджан начал спустя несколько дней после их задержания. Но тогда основным “аргументом” незваных адвокатов были выдуманные ими пытки над арестованными. Фантазия Азербайджана дошла до “ежедневных жестоких избиений” обоих террористов и “выколотых глазах” одного из них. Затем, после того, как представители Международного Комитета Красного Креста (МККК) посетили арестованных и передали от них письма родным, эти спекуляции сошли на нет. Отмечу, кстати, что представители МККК регулярно навещают арестованных террористов, поддерживая их связь с семьями. Ныне, в преддверии суда, началась вторая волна борьбы за возвращение “азербайджанских заложников”.
Как заявляют азербайджанские политики, вопрос находится “под контролем” президента этого образования Ильхама Алиева. Это частично соответствует истине: президент Азербайджана даже обращался к Минской группе ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта за содействием по возвращению террористов. Однако ни Минская группа, ни множество других международных структур и организаций не захотели быть замешанными в защите террористов и международных преступников. Больше того, практически все адресаты, кроме МККК, просто проигнорировали обращения Азербайджана, предпочтя следовать правилу “молчание - золото”. И лишь Красный Крест счел нужным преподать Азербайджану правовой урок. “Международное гуманитарное право не препятствует судебным процессам, и в то же время оно требует соблюдения всех правовых гарантий, связанных с судопроизводством”, - было указано в ответе.
В самом деле, никто не согласится вмешиваться в работу государственных судебных инстанций, что хорошо известно всем организациям и государствам, к которым обращается Азербайджан. Любая попытка оказать давление на Республику Арцах немедленно будет квалифицирована как стремление вмешаться во внутренние дела субъекта международного права. В Баку, этого могут и не знать, однако согласно Уставу ООН, любое государство с момента своего провозглашения, независимо от того, признано оно другими государствами или нет, является субъектом международного права. Со всеми обязанностями и правами государства.
То, что Аскеров, Шахбазов и ликвидированный Гасанов являются террористами, сомнению не подлежит. Мои выводы основываются даже не на убийстве Смбата Цаканяна и Саркиса Абраамяна, а также ранении Карине Давтян, а на их стремлении повлиять на политику Республики Арцах посредством насаждения страха среди ее населения. Выставляемые ими в интернете видео, в которых они показательно беззаботно разгуливают по горным, безлюдным местам Карвачара, рассказывая о том, как ранили ножом женщину, все это, по их мнению, должно было вселить ужас в сердца жителей Арцаха. Это – классический признак терроризма, при котором собственно террор начинается после совершения самого акта.
Вели ли они разведывательную деятельность? Думаю, что это установит следствие и суд. Во всяком случае, они приходили с видеозаписывающей аппаратурой, и мы не можем исключать, что кроме выставляемых в интернете видео, террористы не делали других съемок, предназначенных для спецслужб Азербайджана. Думаю также, что диверсантами, в истинном значении этого слова, они не являлись. Террористами – да, убийцами – да, разведчиками – возможно, диверсантами – нет. К сказанному необходимо добавить незаконное пересечение государственной границы Республики Арцах и незаконное хранение и ношение оружия. Так что суду есть что расследовать, в том числе и то, по чьему распоряжению Дильгам Аскеров, всего за три месяца до задержания в Арцахе, был арестован в Азербайджане за выращивание и сбыт наркотиков, о чем свидетельствует приведенное видео, был освобожден из заключения? Вряд ли для этого достаточно его курдского происхождения, на что намекают некоторые азербайджанские наблюдатели, имея в виду курдское же происхождение Ильхама Алиева и подавляющего большинства руководителей Азербайджана.
Учитывая вышеприведенное, возникает логичный вопрос: почему Азербайджан на самом высшем уровне добивается “возвращения” явных преступников и убийц? И с какой целью Баку развязал в социальных сетях кампанию “Спасем азербайджанских заложников”, - разрекламировав ее по всем государственным и проправительственным СМИ?
Ответ на этот вопрос можно найти только в комплексе, в который входит множество факторов, в том числе и показная защита убийц армян. Наиболее известным в этом плане является подкуп правительства Венгрии и экстрадиция с моментальным освобождением и награждением лейтенанта ВС Азербайджана Рамиля Сафарова, зарубившего топором на курсах НАТО спящего армянского сокурсника – армянского офицера Гургена Маркаряна. Убийца был приговорен к пожизненному заключению, затем выкуплен, показательно освобожден уже в аэропорту Баку, награжден, повышен в звании сразу до майора и героизирован. Это был уже не сигнал, а открытое сообщение: Азербайджан на государственном уровне готов и будет защищать убивших армян преступников.
Существуют несомненные параллели и с резонансным убийством Егора Щербакова в районе Западное Бирюлево. Убийцу – Орхана Зейналова пытались защищать все государственные структуры Азербайджана, в том числе МИД и посольство этого образования в России. После того, как в Азербайджане убедились в невозможности повлиять на российское правосудие, они прибегли к мелким, но болезненным гадостям, в том числе и вымостив одну из улиц Баку надгробными плитами с полностью уничтоженного армяно-русского кладбища. Егор Щербаков – русский, гражданин России, преподносимой в Конституционном Акте о независимости Азербайджана в качестве страны агрессора и оккупанта. Кроме того, в тщетных попытках объяснить крах агрессии против Республики Арцах, бакинская пропаганда с начала текущего века убеждает население Азербайджана, что “на стороне армян воевали русские солдаты”. Так что в глазах азербайджанского обывателя Егор Щербаков мало чем отличается от Смбата Цаканяна.
Вместе с тем, в Баку понимают слабость своих “аргументов”, вследствие чего пытаются перевести чисто судебный вопрос в политическую плоскость. Так, в азербайджанской правительственной прессе можно найти следующие строки: “Вмешательство России в этот вопрос (выдачу Азербайджану террористов Д. Аскерова и Ш. Гулиева – Л.М.-Ш.) важно и в плане имиджа России как главного миротворца Карабахского конфликта. Решив вопрос с возвращением заложников на родину, Москва имеет возможность завоевать окончательное доверие Баку в Карабахском конфликте и в очередной раз докажет свою незаменимую роль в качестве главного модератора региона и сопредседателя Минской группы ОБСЕ”.
Согласно Баку, для “завоевания окончательного доверия” Азербайджану Москва должна ходатайствовать перед Степанакертом об освобождении террористов. Интересно было бы получить и опубликовать это “ходатайство”, которого, к сожалению, не будет.
Преступников будут судить в Степанакерте, по законам Республики Арцах, и никто не сможет (и не решится без колоссального ущерба для своего государственного имиджа) помешать этому. А вот Баку, развернув кампанию по освобождению террористов из изолятора в столице Республики Арцах, тем самым признал очевидное для нас: Азербайджан – государство, пестующее и защищающее убийц и террористов.