Рамиль Сафаров обвинялся по пунктам A. C. D. F. статьи 166 Уголовного кодекса Венгрии за совершение запланированного убийства, из подлых побуждений и с особой жестокостью и над несколькими лицами.
Цитата из заключения медэкспертизы:
«Международно-принятый проективный метод установил, что Р. Сафаров достиг только уровня интеллекта общеобразовательной школы. По тому же методу уровень интеллекта подозреваемого находится на единице по пятибалльной шкале».
Заключение второй медэкспертизы: «Характер эпилепторной личности, антисоциален, управляем, живущий по своим законам, легко поддается чужому влиянию. Свой поступок, а также расистский взгляд на происшедшее считает правомерным…, возникает желание обратить на себя внимание как на национального героя».
Комплексное обследование личности показало, что душевное состояние Р. Сафарова даже не приближается к патологическому душевному замешательству. Экспертиза установила у него «низкий уровень интеллекта, ограниченный кругозор, осознанное совершение преступления». Экспертиза установила, что из-за взглядов расистского характера у преступника возможно повторное преступление в его исполнении.
Показания второго азербайджанского офицера Анара Алиева о Сафарове сразу после убийства: «Я был в группе сильных, поэтому мы в разных группах учились, а он (Рамиль) – в слабой, я уже побывал в разных странах, и мне очень важно было хорошо владеть английским языком. Здесь только офицеры проходили обучение, так что никто не мог предположить, что из-за домашних конфликтов могут быть проблемы. Мне очень важна была учеба, а Рамилю было все равно».
«Он мне показал нож, что купил в ТЕСКО. Я заметил и вытянул топор и спросил у него: „Зачем это тебе?” Он объяснил что для отца купил. Мне показался ответ необычным и очень удивился, ну он ответил, что здесь намного дешевле».
«Я заметил, что сосед армянина – венгр – стоит и дрожит… Рамиль начал успокаивать венгра…Он был настолько спокоен, что я от этого еще больше испугался…»
Показания других свидетелей.
Кути Балаш (Венгрия), сосед Гургена Маргаряна по комнате: «[b]Я как увидел это зрелище, что мой друг по комнате лежит на спине и от головы и шеи течет кровь, и хрипел он как будто воздуха не хватало, я прямо в шоковом состоянии оказался. Он наносил удары топором, подняв выше головы… Я понял, что другу уже не могу помочь… Он наносил удары по моему спящему другу… Он с таким лицом вышел, будто хорошо закончил свое дело[/b]».
Кути Балаш описывал Гургена как доброго и отзывчивого человека. За день до этого у него был насморк, и Гурген заботился о своем коллеге, предлагая ему чай и лекарство.
Показания офицера Саулюса Паулюса (Литва, сосед Айка Макучяна по комнате): «Причиной напряженной обстановки (они не здоровались друг с другом) был конфликт между двумя странами. Что касается взаимоотношения между парнями, то я ничего такого не замечал. Между студентами шел разговор, что азербайджанские студенты обижены на армян, но не конкретно на этих двух студентов, а вообще…»
Очевидец Монцилович Горан (Сербия): «…Я встал, вышел из комнаты в коридор. Перед входом на расстоянии 1,5 – 2 м от меня стоял обвиняемый. Он стоял напротив меня и двумя руками на расстоянии груди держал за рукоятку топора. Он дважды спросил меня на английском языке, где армянин. Я также дважды на английском ответил, что не знаю. За это время он провел пальцем по острой части топора и показал мне окровавленный палец».
Р. Сафаров (протокол первого допроса): «Я жалею, что ни одного армянина доселе не убил… Меня армия послала на эти курсы, и здесь я узнал, что с нами двое армян находятся на курсах. Скажу, что во мне против армян поднялась ненависть. В начале еще здоровались, то есть они здоровались со словами „хай”, ну я не отвечал им. Причиной (убийства) было то, что они прошли мимо и улыбнулись нам в лицо. В этот момент я решил их убить, т. е. отрубить их головы… После того, как они улыбнулись мне в лицо, во мне постепенно росла ненависть, и я решил их убить на рассвете. 18 февраля, около 19:00, решил пойти в магазин ТЕСКО. У меня был нож, ну, ножом не хотел совершать убийства. Я подумал, если ножом ударю, тогда они могут закричать и позвать на помощь, а если топором ударю по голове, тогда сразу потеряют сознание и легче будет отрубить голову. Хочу заметить, что к топору и к ножу также купил точильный камень… 18 февраля сделал уроки по английскому языку, потом запер дверь на ключ и стал точить топор, потом вышел в коридор покурить… Я выбрал время под утро, так как тогда большинство крепко спали, и на шум не отреагировали бы».
Почему именно Гургена он решил убить первым: «Причина была в том, что этот армянин был крупный, мускулистый, спортивного типа».
Из протокола допроса Р. Сафарова «…Слева от двери лежал армянин, на свет он хотел открыть глаза, ну в этот момент я ударил тупой частью топора по середине лба…три первых удара я наносил, стараясь не шуметь…»
Вопрос следователя: «Потерпевший, которого вы убили, защищался каким-либо образом?» Ответ Р. Сафарова: «Нет, не делал ничего».
Обращаясь к следователям во время первого допроса, Р. Сафаров заявил: «Если не сегодня и здесь, я повторил бы свой поступок в любое время и в любом месте. Если бы здесь было больше армян, я бы всех хотел поубивать. Жаль, что это первый случай, и я не мог лучше подготовиться к этой акции… Мое призвание в том, чтобы я убил всех армян…»
О «янычарском» периоде обучения Р. Сафаров много откровенничал, отмечая, что «убивать людей разными инструментами меня научили в Турции». И далее – внимание: «После теоретических занятий, практику мы проходили сорокопятидневную спецподготовку на Кипре (имеется в виду территория Северного Кипра захваченной турецкими войсками с 1974г.. Примеч. ред.)» (Первый допрос Р.. Сафарова).
Напомним: Эти цитаты с протокола первого допроса, когда Сафаров думал что его экстрадируют в Азербайджан. Он кричал и бросался "горячими" словами в адрес армян, и с гордостью рассказывал о своем преступлении. Но после того, как ему стало ясно, что его будут судить в Венгрии, Сафаров поджал свой трусливый хвост и начал рассказывать уже совсем другие вещи; по совету своих адвокатов конечно, ведь додуматься до такого у него мозгов не хватило бы - 4 класса образования всё таки