Президент РФ Владимир Путин встретился с членами «Совета по развитию гражданского общества и правам человека» — структуры, существующей при президенте уже 10 лет. У этой структуры был один звёздный момент — когда возглавивший её при президенте Медведеве правозащитник Федотов объявил «курс на десталинизацию» с большим бюджетом. Десталинизация не задалась, и с тех пор деятельность СПЧ бывает заметна раз в год — когда с ней встречается президент и разъясняет правозащитникам некоторые более и менее очевидные вещи.
В этот раз основной темой для обсуждения стали вопросы соблюдения прав человека на территории Украины, в том числе бывшей.
Украина
Высказываясь по главному вопросу повестки дня, Путин назвал главную трагедию происходящих на Украине событий — отчуждение, которое возникло между украинским и российским народами. «Это самая большая трагедия. И конечно, при всех имеющихся сегодня проблемах нужно искать путь, чтобы преодолеть это состояние», — заявил президент.
Путин подчеркнул, что необходимо демилитаризовать сознание людей, отметив, что Россия не занимается милитаризацией сознания, тогда как на Украине, к примеру, имеются подобные прецеденты — праздник в честь фашистской организации УПА, гонения и призывы к расправе над представителями Русской православной церкви. Глава государства напомнил, что уже из 18 церквей изгнали представителей РПЦ: «Где защитники прав человека по поводу отправления религиозных культов и права на вероисповедание? Полное молчание, как будто ничего не происходит».
Президент подчеркнул, что в украинской проблеме главным остаётся гуманитарный аспект. Россия продолжит помогать беженцам и всем людям, оказавшимся в сложной ситуации. Путин напомнил про гуманитарный конвой, который под различными предлогами отказывалась пускать украинская хунта: «Мы вынуждены были просто пустить конвой сами и всё… Что же, людям там умирать, что ли?»
Врач, член СПЧ, руководитель фонда «Справедливая помощь» Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза, попросила президента как можно скорее решить вопрос оказания медицинской помощи пострадавшим на Украине детям. И рассказала о том, что украинские чиновники отказывают в социальных выплатах жителям ряда городов. Путин пообещал оказать поддержку не только в одностороннем порядке, но и стараться влиять на ситуацию совместными с украинскими властями усилиями.
Также он заверил, что работа по предоставлению статусов беженца не прекратится, и обвинил международные правозащитные организации в игнорировании нарушений прав человека на Украине.
«Мы не можем сложа руки смотреть на то, как люди просто умирают или от голода, либо без медикаментов, без оказания медицинской помощи», — заявил Путин.
В связи с этим он поблагодарил российских правозащитников, которые заняли активную и честную позицию, лично отправлялись на помощь к местам событий.
Президент считает, что украинские события демонстрируют кризис системы международного права, фундаментальных норм Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о предупреждении геноцида.
«Мы стали свидетелями двойных стандартов в оценке преступлений против гражданского населения на юго-востоке Украины, нарушении фундаментальных прав человека, на личную жизнь и неприкосновенность. Люди здесь подвергаются пыткам, жестоким и унижающим их достоинство наказаниям, дискриминации и неправосудным решениям», — заключил Путин.
Заканчивая, он попросил правозащитников сформулировать предложения по привлечению внимания мирового сообщества к гуманитарной катастрофе на востоке Украины.
Бюджет
Случайным образом была затронута и тема российского бюджета. Один из членов СПЧ заявил, что «бюджет трещит по швам». Глава государства ответил, что бюджет не трещит по швам. Его следует считать напряжённым, но сбалансированным, хоть в настоящий момент и имеются некоторые сложности, создаваемые падением цены на нефть. Идею проведения конференции президент поддержал и попросил в ближайшее время предоставить ему конкретные наработки относительно этой инициативы.
Коррупция
Глава национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов предложил усилить уголовное наказание за взяточничество до 20 лет лишения свободы без возможности выхода по УДО или амнистии. Президент ответил, что является сторонником ужесточения наказаний, когда дело касается коррупции. Он добавил, что «нужно изъять все лазейки в действующей нормативной базе, чтобы эффективно работали принятые ранее решения». Однако предложение об отмене амнистии президент не поддержал. «Если правозащитные движения считают, что нужно даже отменить амнистию для таких видов преступлений, то можно и на это пойти», — сказал он. Комментируя этот вопрос, Михаил Федотов предложил дополнить УК статьёй «Очковтирательство», предусматривающей наказание за предоставление чиновниками ложной информации. Здесь президент высказал обеспокоенность настроениями российских правозащитников: «Что происходит с правозащитниками? Нужно им всё усилить, ужесточить, уконтропупить».
Государственный аппарат
Последним прозвучал вопрос о современной российской ситуации, при которой всё зависит от президента, и сроках изменения такого положения дел. Путин ответил, что автор вопроса заблуждается в своём видении. Такое видение, по мнению президента, присуще тем, кто во всём ищет «крайнего»: «Очень многим коллегам хочется, чтобы был крайний. И вот ваш покорный слуга в таком качестве часто выступает. Я не сопротивляюсь, потому что в конечном итоге мы все должны нести своё бремя ответственности, даже за то, что, казалось бы, в прямую компетенцию нашу не входит». Он пояснил, что многие вопросы решаются и без главы государства в рамках компетенции соответствующих органов — это касается и правительства, судебной и правоохранительной систем, региональных органов власти, муниципального уровня управления. Путин добавил, что «для того, чтобы всё работало как часы», необходимо совершенствовать институты гражданского общества, работу судов и правоохранительной системы.