Вы когда-нибудь видели, как в глазах человека плещется настоящее отчаяние? Страх и надежда? Одновременно.
Сегодня днем я видел такие глаза. Волей судьбы мне необходимо было пройти ряд анализов, и вот я попал в институт онкологии. Слово онкология звучит страшно. Но трудно представить насколько оно страшно! Атмосфера этого места пугает отчаянием и безнадежностью. Люди идут сюда, то ли спеша, то ли нехотя, непонятно.
Ясно только одно - здесь не принято говорить.
Никто не смеется в очередях, никто не возмущается на погоду и пробки. Мне довелось ожидать врача около трех часов, потому я невольно наблюдал за лицами в очереди у всех кабинетов.
Очереди здесь это отдельная картина: Три типа очередей и в них три типа людей.
Первый нервный и раздражительный, они пытаются выказать недовольство тем, что всё очень долго. Они в меру энергичные и, по-видимому, переживают, что могут опоздать на работу, чего-то рутинное не успеть. «Опоздать на работу, рутинные мелочи»
Второму типу очередников эта фраза кажется ничтожной, и они молчат, потому что им вынесен приговор, но у них еще есть надежда на чудо, случай, процент, «а вот мой сосед не умер от этого», «а вот от этого рака 20% вылечиваются»... и т.д. Нет, они уже не кричат. Они нервозно спокойны. Да, именно так.
И самый страшный, третий тип очередников, который напоминает теней. Они никуда не опаздывают, никуда не спешат. Они уже Опоздали. Игра проиграна. Победила Болезнь. Их ожидает только мучительная смерть. Ничего более. Они не слышат никого, они смотрят стеклянными глазами перед собой и просто ждут.
Мне кажется, что слез у них уже не осталось. Они смирились.
Женщины, отрешенные и потерявшие надежду, изредка вздыхая, они иногда встают, потом садятся, и теребят в руках лямочку от сумки. Они смотрят иногда по сторонам, как бы ища сострадание.
Мужчины проявляют холодную сдержанность, гораздо реже смотря по сторонам, будто пытаясь отвлечься от жутких дум.
Дети, не понимая серьёзность приговора, но будто чуя атмосферу СМЕРТИ этого помещения, молчат и изредка что то говорят своими звонкими голосами. Я видел мальчика лет 7-ми с лысой головкой. Он сидел в очереди третьего типа. Лицо его было лет на 60. Маленький старичок...
Когда мимо проходит пациент из лечебного стационара, у которого, к примеру, удалена вся гортань или обе ноги, первый и второй тип провожают его взглядом ужаса и сострадания, но третий… даже не поднимает голову. Мира, суеты и других людей в целом, для них больше НЕТ. Они наедине со своей болезнью. Наедине с болью. Наедине со своим адом.
Рядом со мной в очереди сидела женщина лет 30. Это, безусловно, был первый тип. Она говорила по телефону, была свежа и спросила у меня «долго ли тут всё это». Видимо от скуки она защебетала со мной о том, как тут все запутанно и можно ли просто подойти за анализами. Девушка не полностью понимала, какие она сдала анализы - «кровь на что то там». В общем, на онкомаркер или, другими словами, рак это или не рак. Она рассказала, что у нее часто немел язык и были внезапные головокружения, и выказала удивление, что врачи направили её в онкоцентр, потому что чувствует она себя «прекрасно». Она опаздывала, естественно, на работу и была обеспокоена этим. Ещё она была обеспокоена проблемой отсутствия внимания со стороны мужа и волновалась, что так и не накопит на новую машину. Когда ее вызвал врач, она с облегчением подскочила и пулей вошла…
Её не было минут 20. Медленно открылась дверь, и предо мной была уже не та молодая и энергичная женщина. Эти 20 минут будто бы съели пару десятков лет с её лица. Молча слезы лились ручьём, без всхлипываний. Без слов она медленно выходила и шла по коридору.… Люди в очереди лишь опустили глаза. Молча. Тихо. Так уж тут принято.
Больные раком это не стая. Здесь каждый за себя. Каждый со своей Трагедией. Здесь всем наплевать, кем ты работаешь, сколько у тебя денег и чем ты жил ДО болезни. Мир вещей для них умер. Мир людей - для многих тоже.
Каждый проклинает те минуты, которые потратил на пустые развлечения, бесцельные разговоры и заработок денег.
Каждый проклинает те мгновения, что потратил НЕ на «то»: НЕ на истинные Ценности, НЕ на посвящение своей жизни Высокой Цели, НЕ на раннее обследование, чтобы возможно.... НЕ Опоздать!
Говорят, что когда понимаешь, что тебе осталось недолго, нужно начать жить. Но ощущение неминуемого конца заставляет людей жутко винить себя за ошибки молодости, а мысли об утрате шанса, сожаление о «несделанном, неотданном, нереализованном» - съедают изнутри. Ежедневно и ежечасно они съедают людей заживо.
Приговоренные второго типа, смотрят на всё глазами полными страха вперемешку с надеждой – жуткое зрелище. Они мечтают о счастливом случае, в котором всё у них будет хорошо.
А те, кто уже превратился в тень, третий тип, смотрят глазами обманутых. Обманутых судьбой. Обманутых самими собой.
Все маски сняты. Некуда более бежать. Самообмана более быть не может. В их глазах НЕТ надежды, «которая умирает последней». Пустота и боль - вот всё, что осталось в некогда полных жизни глазах.
Несчастным больным от себя не убежать. Они сами себя приговорили. Это жутко. Нет! Не то слово! НЕТ слов способных это описать...
Да… в таких местах однозначно понимаешь, что ВСЕ твои проблемы ничтожны и могут быть помножены на ноль, окажись ты в шкуре любого из них. Особенно третьего типа.
Но понимание это также быстро улетучивается из сознания при выходе из злосчастного здания.
Cсылка оригинала: http://katoga.livejournal.com/4199410.html
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать