В Армению вернулся проведший более года в азербайджанском плену армянский военнослужащий Акоп Инджигулян
В данном коротком сообщении заключается огромный смысл, значение которого многим еще предстоит осознать. А пока необходимо понять и констатировать: рядовой Армии обороны республики Арцах Акоп Инджигулян совершил гражданский подвиг.
Напомню предысторию. В ночь на 8 августа 2013 года А. Инджигулян, заблудившись, оказался на подконтрольной врагу территории и попал в плен. С самого начала было ясно, что солдат срочной службы не может владеть государственными или серьезными военными секретами, поэтому он имел моральное право спасать свою жизнь любыми доступными средствами. Ему необходимо было оказаться умнее и хитрее безжалостного врага: напомню, что за время пребывания Инджигуляна в азербайджанском плену, в этом образовании были убиты невинный крестьянин Карен Петросян и пожилой 77-летний Мамикон Ходжоян, а незадолго до его пленения – пастушок Манвел Сарибекян. Словом, Акоп Инджигулян прекрасно отдавал себе отчет, к каким нелюдям в лапы его угораздило попасть.
Однако Инджигуляну удалось перехитрить потенциальных палачей, чему, конечно, способствовало и то, что он находился под контролем Международного Комитета Красного Креста (МККК) и Управление Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по делам беженцев (УВКБ) . Я не встречался с Инджигуляном, не расспрашивал его, но уверен, парню удалось там, вызывая минимум подозрений, сделать так, чтобы представители этих организаций как можно чаще навещали его. Он должен был понимать и наверняка понимал, что большие перерывы между визитами грозят ему пытками.
Абсолютно правильным было и его решение вернуться на Родину через третью страну. Если бы он настаивал на возвращении непосредственно домой (на что имел право), то его смерть “вследствие самоубийства”, от “сердечно-легочной недостаточности” или другой болезни была бы неминуемой: к великому сожалению, мы знаем подобные примеры. То есть возвращение “с пересадкой” в третьем государстве было наиболее коротким путем. И умница Инджигулян это понял. Следствием всего вышесказанного оказалось то, что Акоп оказался в Румынии.
Здесь необходимо пояснение: пленные не сами выбирают страну будущего проживания, это делает УВКБ, обращаясь к странам – потенциальным “приемникам”. О том, какая страна согласилась его принять, пленный, как правило, узнает уже по прибытии туда, реже – в самолете, но уже в воздухе, после взлета. Но Инджигулян наверняка понимал – где бы он ни оказался, у него будет возможность связаться по интернету с семьей и Родиной. То есть освобождение из плена он воспринимал в качестве первого и самого важного шага к возвращению домой. 26 августа текущего года он оказался в Румынии, а утром 2 октября – в Армении, дома!
Надо еще признать, что Инджигуляну удалось перехитрить врага и выжить еще и потому, что они невольно проецировали на него свое мышление. Начиная с 1994 года, все, без исключения, азербайджанские аскеры, по разным причинам попавшие к нам и возвращенные в Азербайджан, были осуждены там “за государственную измену”. Повторяю, все! За этот же период несколько азербайджанских аскеров были переданы нами в третью страну. Перечислю их по памяти, не заглядывая в архивы: Самир Мамедов, Гусейнов Роман, Фараджев Фируз, Ахундзада Мамедбагир… С Мамедбагиром, проживающим в Европе, у меня постоянная связь, и могу засвидетельствовать, что парень до сих пор боится, что его однажды вернут в Азербайджан. А на Фараджева в Азербайджане возбудили уголовное дело по статьям 274 (государственная измена), 334,3 (дезертирство), 338,1 (нарушение правил несения боевого дежурства) еще тогда, когда он находился в Армении.
Классическому закавказскому турку, какую бы должность он ни занимал, и в голову не могло прийти, что Инджигулян наплюет на азербайджанскую пропаганду, утверждающую, что из Армении “все бегут”, и использует сытую Европу в качестве транзитного пункта для возвращения на Родину. Это, кстати, подтверждает, что азербайджанской пропаганде верят только в самом этом образовании, как подтверждает и то, что закавказские турки проецируют на нас свое мышление. Тем не менее, неправильно писать и считать, что Азербайджан передал Инджигуляна в третью страну. Это совсем не так, так как армянский пленник сам выбрал этот путь и добился своего.
Еще раз повторю: солдат Акоп Инджигулян совершил гражданский подвиг! Безусловно, во многих перипетиях его судьбы еще предстоит разобраться компетентным органам, а Инджигуляну наверняка есть, что рассказать им. Например, о тех армянах, которых он встречал в азербайджанской тюрьме. Но уже сегодня ясно одно: бойцу Армии обороны Республики Арцах не только удалось спастись и выжить в невероятно сложных условиях, но и разрушить годами выстраиваемую азербайджанскую пропаганду. Браво, Акоп!
Мне остается пожелать Акопу Инджигуляну крепкого здоровья и как можно скорого забвения всех тех трудностей и ужасов, что ему пришлось пережить в азербайджанских застенках.