Старый друг прислал в Восканапат ссылку на чудесный сюжет. Более всего мне понравилась приписка: “Не помню, посылал я вам этот чудесный сюжет или нет, но его стоит поставить у нас на Восканапате. Вдохновляет!”
Смотрю, в который уже раз, короткую видеопостановку массовки, или, как теперь модно говорить, флешмоб, и думаю: в самом деле, почему мы не выставляли это на Восканапате? Ведь на самом деле вдохновляет! Даже меня, живущего в Ереване, и каждый день встречающего светлые миниатюры жизни в Армении.
Свыше трех миллионов армян наслаждаются роскошью жизни на Родине. К сожалению, еще больше армян обречены на гнетущую душу ностальгию, тоску по Родине. Мне, долгие годы жившему за пределами Родины, понятны их чувства, ваши чувства, мои бесконечно дорогие соотечественники. Но мне сегодня уже трудно представить, какие чувства вызовет у вас этот сюжет: новый острый приступ ностальгии, гордость за свой армянский народ или досаду. Наверное, у каждого возникнут разные чувства, все зависит от характера, темперамента, проведенного вдали от Родины времени. Но, я в этом уверен, данный сюжет никого из нас не оставит безразличными.
Армения, или, как я люблю называть нашу страну – Հայք (hАйк) – это сгущенная любовь армянского народа, солнечные лучи, пробившиеся сквозь гроздья винограда и отразившиеся в зернах граната. Армения, это – наше великое прошлое, крепкое настоящее и гордое будущее.
Вглядитесь в глаза участников данного сюжета, и вы увидите в них искрящееся жизнью счастье, уверенность в настоящем, спокойствие за будущее. Это – глаза детей и хозяев Армении, это – мы и наше будущее.
Я не приемлю в устах армянина выражения “приехать в Армению туристом”. На свою Родину невозможно приехать туристом, в Армению можно только совершить паломничество. И даже иностранные туристы – немцы, испанцы или японцы – побывав у нас несколько дней, проникаются этим сознанием. Армения место паломничества для всех людей, независимо от расовой, этнической или религиозной принадлежности.
Где-то в середине восьмидесятых я написал известному русскому ученому Льву Гумилеву письмо, в котором попробовал оспорить его пассионарную теорию этногенеза. Не уверен, что письмо дошло до адресата – Лев Николаевич тогда был в опале – но это не суть важно. Я выражал несогласие с несколькими его постулатами, в частности, с необъяснимыми “космическими лучами”, под воздействием которых возникают мутации, приводящие к зарождению этноса (или его возрождению в новой форме). А также разделением жизни этноса на стадии, согласно которым он примерно через 15 веков после своего существования переходит в реликтовую стадию и теряет возможность возродиться.
Сегодня труды Гумилева критикуются на несравнимо более академическом и профессиональном уровне, достаточно назвать имена П. Кралюка, Я. Лурье, В. Шнирельмана, А. Антонова и других, а тогда, примерно тридцать лет назад, я во многом интуитивно пытался отвергнуть то, что по определению не могло соответствовать четырех с половиной тысячелетней истории армянского народа. Не воспринимал я Гумилева еще и по другой причине – он был не только пламенным певцом кочевых тюркских племен Великой степи, но и неустанным агитатором союза Степи и Леса, то есть взаимоисключающих дуальных цивилизаций.
Не буду утомлять читателя моими изысканиями, равно как и описанием теорий Л. Гумилева, скажу лишь, что я выразил убеждение в том, что армянский народ черпает жизненные силы у своей земли, а не от непонятных космических лучей, и потому никогда не испытывал недостатка в пассионариях. В том же письме я написал фразу, которую потом часто повторял: “Нам очень повезло, что мы веками жили в окружении врагов, на которых тратился избыток нашей пассионарной энергии, иначе страшно даже подумать, во что мог бы вылиться постоянный пассионарный перегрев армянского народа”.
В самом деле, враги всегда поддерживали в нашем народе заряженность на жизнь и победу, которую я потом попытался сформулировать в выработанной всей нашей историей иделогеме “Победить и выжить”. Выжить, чтобы жить на родной земле. Поэтому я так и не смог примириться с лозунгом “Победа или смерть”. Нельзя погибать и оставлять Родину врагу. Любовь к Родине необходимо подтверждать победами, а не философией жертвенности. Наша Родина – наш Հայք – Страна Армянская – заслуживает только победы. И жизни.
Именно поэтому, если не иметь в виду несомненный талант режиссера и операторов, я всецело согласен со своим другом: предлагаемый сюжет воодушевляет! Воодушевляет, ибо воспевает всегда сочетавшуюся с Победой жизнь на Родине.