Я бы здесь добавил, что постановка вопроса создания российского канала, который представлял бы точку зрения России в конкретном государстве скорее форма, чем содержание (ибо тот, кто реально заинтересован контентом российских СМИ, может ознакомиться с их контентом посредством интернета), влекущее за собой большие финансовые затраты с сомнительной эффективностью.

Если же на самом деле Россия желает работать с обществами государств постсоветского пространства и освещать свою деятельность через СМИ, она может сделать это через общественные организации в рамках грантовых проектов. Наконец, можно создать и СМИ, выпускающие информационные продукты не на русском, а на местном языке. Это будет более понятно для местного населения, к тому охват аудитории этих СМИ будет гораздо шире

****

Правительство Эстонии поддержало создание русскоязычного канала на базе ERR. Необходимо ли странам постсоветского пространства создавать свои русскоязычные каналы? Тему дня прокомментировал Аршалуйс Мгдесян, журналист из Армении. 

«Независимым русскоязычный канал может быть, если это будет бизнес-проект на медиарынке конкретного государства с участием местных акторов. Вызывает сомнение то, насколько заинтересованы бизнес-структуры государств постсоветского пространства в создании русскоязычного канала. Но и здесь мы имеем дело с разными реалиями. Пространство СНГ или бывшие государства СССР не монолитны и не идентичны в плане языка, этнического состава и культурной идентичности. Если обобщить, то реальность Белоруссии, Казахстана и Украины – одна, Армении, Грузии, Азербайджана – другая, а стран региона Прибалтики – третья. 

Это государства с разным уровнем представленности русского языка, культуры, этноса и восприятия России в целом. То, что удается сделать в плане осуществления русскоязычных проектов, скажем, в Белоруссии, сложно будет реализовать в той же Грузии или Литве. Ситуация усугубляется еще и тем, что вопрос включает в себя достаточно мощный эмоциональный заряд, а поэтому может вызвать в обществе конкретной страны определенные фобии, связанные с культурной самостью. Достаточно вспомнить, как негативно реагируют в странах Закавказья на заявления некоторых российских чиновников или высокопоставленных лиц об увлечении количества русскоязычных школ. 

Таким образом, проект по созданию русскоязычного канала может иметь успех, если он будет коммерческим проектом и найдет заинтересованных инвесторов, акторов на медиарынке конкретного государства. В случае Армении поиск инвесторов для осуществления такого рода проекта – задача не из легких, поскольку бизнес-интерес не велик. По данным самых разных исследований и наблюдений, размер местной русскоязычной аудитории (читающие русскоязычные печатные и электронные СМИ) не превышает 3-4 тыс. человек. Это часть культурной, политической и экономической элиты страны. В эту прослойку входят также студенты и преподаватели. 

Другое дело, если русскоязычный канал не будет ограничиваться лишь одним государством – здесь доля рынка и интерес может быть значительно больше. 

С другой стороны, на мой взгляд, надобность в русскоязычных каналах в странах постсоветского пространства не сильно ощущается, поскольку некоторые российские федеральные телекомпании (Россия 24, Культура, Первый канал, Мир – это канал СНГ) и так есть в сетке вещания этих стран».

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.