Из огромного числа нашествий, на протяжении сорока пяти веков пережитых Арменией, в армянском фольклоре более всех упоминается Тамерлан. Ему приписывается множество как действительных, так и мнимых или совершенных другими захватчиками, историй, в основном повествующих о жесточайшем насилии над крестьянским населением Армении. Вопрос этот действительно интересен: почему именно Хромой Тимур, а не, скажем, титан и тиран Бел, или кровожадный Буга? Выбор у армян «богатый»: от того же Бела, до придурковатого Эльчибея и профессионального убийцы Гейдара Алиева. Что же такого натворил Тимур, что сумел затмить в памяти людской даже Сельджука и Османа?
Ответ на этот вопрос я нашел, как ни странно, в Душанбе, во время долгих ежевечерних бесед с крупнейшим ученым, доктором наук, академиком Абдулгани Мирзоевым. Мы говорили об Армении и Таджикистане, о плененных городах наших: Ани и Самарканде, Тигранакерте и Бухаре, вспомнили и Хромого Тимура.
«Больше всего Тимур награбил в Индии и Армении», - сказал вдруг академик.
- Что можно было награбить в Армении, которую до этого несколько веков подряд грабили арабы, монголы, турки?
- Книги. Тимур отнимал книги, а армянские крестьяне по грошам собирали деньги и выкупали свои священные письмена.
- Но, Абдулгани ака, это же художественный вымысел, красочно описанный Сергеем Бородиным в его трилогии «Звезды над Самаркандом».
- Нет, это не вымысел. Это действительно было. Нигде, ни у какого народа, я никогда не встречал выражений «Книга попала в плен» или «Книгу вернули из плена». Лишь у армян, в армянском языке. И виновником этой всенародной беды был Тимур. Он быстро понял, что книга для армянина – величайшая ценность, и он скорее предпочтет умереть с голоду, но вызволит книгу из плена. Этим свойством характера армян и воспользовался Тимур. А его «предшественники», тупоголовые завоеватели, стремились пытками да казнями выведать у священнослужителей место тайников, в которых были сокрыты драгоценности. Иногда у них это получалось, иногда нет. А в случае пленения книг Тамерлану открывались самые надежные тайники.
В самом деле: Тимур убивал безвинных людей ничуть не больше, чем арабы, монголы и, тем более, турки. И разрушал он гораздо меньше, хотя бы потому, что завоеванная им Армения давно уже лежала в руинах. А вот, сохранился в памяти народной как главный изверг. Скорее всего, именно потому, что ограбил народ дочиста. То есть, грабил то он книги, а выходило, что отнимал у людей последнее. В некоторых случаях в качестве выкупа за книги Тимур требовал такого же веса золотых украшений. Если же учесть, сколько весили книги того времени, а также общеизвестный факт огромного количества центров переписки армянских книг, то можно представить, сколько золота награбил Тимур.
Любовь армян к национальным письменам общеизвестна, как известна и тяга армянского народа к грамоте, стремление армянских родителей дать своим детям достойное образование. Лоуренс Аравийский, не самый большой поклонник армянского народа, был потрясен, увидев, как умирающая в пустыне Дер эз Зор армянская мать чертит на песке армянские буквы, обучая своего гаснущего от жажды и голода ребенка письменам Маштоца.
Сегодня мало кому известно, что в нещадно обстреливаемом Азербайджаном селе Ухтадзор (Эдиллу) Гадрутского района все годы Арцахской войны функционировала средняя школа. Сельчане вместе с учениками вырыли под землей помещение, в котором дети обучались грамоте. Над школой и на школе рвались снаряды и авиабомбы, а дети повторяли освященные веками «Айб, Бен, Гим». И так все годы, пока агрессор не был отброшен далеко от этого воистину священного храма знаний. Функционировали школы и практически во всех подвальных помещениях многоэтажных домов Степанакерта, в одной из которых учились и мои сыновья. Армянская школа не только учила армянских детей, но и оберегала их жизни! Старшеклассники уходили на фронт, оберегать право младших на учебу, ученики младших классов брали на себя ответственность за самых маленьких. Так и жила школа под землей и в сырых подвалах. Без единого выходного дня!
Сколько силы было в этих детях, их учителях, родителях! Мамы ухтадзорских школьников были уверены, что их мужья и старшие сыновья, Воины Страны Армянской, никогда не позволят врагу ворваться в деревню. Отцы детей, прочно закрывшие многочисленному и хорошо вооруженному врагу дорогу к своим домам, были убеждены: дети должны учиться. И на этом сочетании веры, силы, мужества и присущего армянскому народу стремления к учебе и родилась под родной землей Школа. Нет, там учились не дети подземелья: ухтадзорская школа была озарена светлыми именами и портретами великих армян, светом знаний и ясным пониманием необходимости лишить врага возможности отлучить армянских детей от учебы.
А враг прекрасно понимал источник осознанного мужества армянских воинов. И потому разрушал школы во всех армянских населенных пунктах, куда он въезжал на броне танков СНГ. Собственно говоря, разрушения и уничтожения армянских деревень начинались с церквей и школ. И если разрушить церкви им удавалось не всегда (так, в деревне Аракел того же Гадрутского района азербайджанские аскеры, помучавшись свыше недели, отступили перед крепостью израненной, но не павшей армянской церкви), то школы, построенные в советские годы, рушились и сжигались непременно. В том же Аракеле, кстати, взбешенные поражением в войне с церковью азербайджанские вояки полностью снесли с лица земли все дома и постройки. Естественно, начав со школы.
Восстановление некоторое время побывавших в плену армянских деревень Республики Арцах также началось со школ. Да и как может быть иначе в крае, где великий Месроп Маштоц еще в начале V века основал и освятил первую в историю армянскую школу? Вы видите, во что превратили варвары наши школы. Они унесли все, вплоть до мелких дощечек, бросив за ненадобностью книги! Книги варварам не нужны. Армянские книги не учат убивать и насиловать, грабить и рубить топором головы спящим. Такие книги у них не котируются. И никакие не котируются. В кульках из книжных страниц можно продавать только семечки, помидоры в них не вмещаются.
Вы видите, как в восстановленных и заново отстроенных школах выпускники отмечают последний звонок. Последний для них школьный звонок, который одновременно является Первым для нового поколения армянских школьников. Старшие уступают место за партами младшим. Точно так, как это происходит уже много веков. Точно так, как это будет происходить вечно. Вот эти крепкие и юные воины Страны Армянской – вчерашние выпускники армянских школ Республики Арцах, неопровержимое тому доказательство.