Что, по-вашему, значит “таможенный союз”? Всего лишь некая структура, которая предполагает общее экономическое пространство – без таможенных пунктов. Чисто теоретически, это хорошо – в плане свободного оборота товаров между этими странами, в плане партнерства и сотрудничества.
Да, в “российском” Таможенном союзе все приобретает иной оттенок, поскольку у инициатора этой структуры политические мотивы преобладают над экономическими. На фоне обострения отношений Россия-Запад, значимость этой сугубо экономической составляющей повышается. Не достигнув согласия в вопросе Украины, они начали применять в отношении друг друга санкции.
Первый шаг сделал Запад. Я уже по этому поводу писал, что эффективность этого шага весьма сомнительна: если отдаленной целью являлось свержение режима Путина или развал России, то этому не бывать. Эта страна обладает достаточными ресурсами для того, чтобы просуществовать еще многие десятилетия (например, лет 70) пусть и плохо, бедно, будучи оторванной от всего мира, не имея никакого технологического прогресса, постоянно провоцируя конфликты и промывая мозги собственным гражданам, руководствуясь психологией “международного заговора” и “осажденной крепости”.
Однако ответные “продовольственные” санкции России еще более нелепые. Во-первых, одно дело, когда “наказываются” бизнесмены – лица приближенные к Кремлю, как это сделал Запад. И совершенно другое – когда, ты запрещаешь поступление в строю страну продуктов питания, так или иначе лишая своих граждан определенных продуктов.
Но, отложим в сторону моральную сторону вопроса и рассмотрим его исключительно с точки зрения прагматизма. Западное продовольствие не проходит по российским таможенным пунктам? Очень хорошо. Однако оно проходит по таможенным пунктам Казахстана и Беларуси, не так ли? И эти страны заявили, что не присоединяются к “продовольственным санкциям”. А таможенных пунктов на российско-казахстанской и российско-белорусской границах, насколько понимаю, не существует. Что же в таком случае мешает ввозить и продавать в России эти самые продукты в казахской или белоруской упаковке?
Получается, что и в этом случае санкции не имеют смысла, и более того, они могут ударить непосредственно по самой российской экономике. Германия и, скажем, Люксембург по весовой категории различны – как с экономической, так и политической точек зрения. Но Германия не может принимать самостоятельных решений о санкциях не только по той причине, что это противоречит законам ЕС, но и по чисто прагматическим причинам: “запрещенный” в Германии продукт будет доступен в Люксембурге, и никаких механизмов для предотвращения его появления в Германии не существует.
В обязательном порядке все подобные мероприятия согласовываются со всеми 28 странами, входящими в ЕС. Россия ничего ни с кем не согласовывает. Сами знаете, почему.