12 месяцев в году, 7 дней в неделю собираются ереванские дедули вокруг родникового источника в центре Еревана, названного в их честь Бидзу гёл на берегу реки Раздан – чтобы размять косточки, испить холодной и чистой воды, сыграть в партию шахмат, поесть плоды шелковицы, побеседовать и просто побыть здесь.
- Ну же, раздавай, - подталкивают искусно тасующего карты старика его приятели. После первых трех визитов ты невольно становишься членом условного клуба «Бидзу гёл»: если твое лицо запомнили, уже считают за своего. Если не умеешь играть в блот – не беда, предложат партию в подкидного дурака, шашки, нарды. У этого клуба, раскинувшегося близ воды, есть ряд неписаных законов. Скажем, все очень внимательны друг к другу, и если кто-кто долго не приходит, интересуются – что стряслось? Кстати, название этого места, по словам самых старших членов клуба, вовсе не Бидзу гёл, а Чрик - что в переводе с армянского «шумно проливающаяся вода», а «гёл» - это уже версия более молодого поколения.
Временной график здесь сформировался как-то сам по себе. Спозаранку – в 6 утра – сюда приходят самые знаменитые и опаздывающие на работу люди – судьи, прокуроры – являющиеся гордостью «гёла», решающие все задачи и вопросы, возникающие с излюбленным местом. Здесь с ужасом вспоминают, как недавно сюда приходили незнакомые люди, проводили измерительные работы, присматривались к местности. Старики подняли большой шум и с уверенностью заявили, что ни за что не разрешат превратить территорию в очередную шашлычную. Многие из них посещают территорию родника как минимум 25 лет.
На смену утреннему караулу приходит дневной. Второй караул более неспешен: во-первых, принимает долгие водные процедуры, играет в партию-другую чего-нибудь и перебирается на изменившие цвет от тута камни – погреться под солнцем. О положительных качествах воды Бидзу гёла ходят легенды. После того, как ты становишься постоянным членом этого приводного клуба, ты напрочь забываешь о болезнях. Мнения о том, стоит ли пить воду, разнятся. Некоторые говорят – как ее не пить, эту бессмертную воду, а другие уверены, что стоит ограничиться лишь купанием. После полудня здесь можно встретить молодежь: школьники, которых становится больше во время летних каникул. И тогда нередко можно услышать нравоучительные и дисциплинарные замечания старшего поколения.
«Когда приходят прибалтийские девушки, не смотрите на них, словно вы никогда не видели людей противоположного пола, не бросайте реплик. В 21-ом веке мы не должны оставлять впечатление дикарей. Иранцы приходят, пьют свою дайфу. Не трогайте их», - учит молодежь уму-разуму полковник Перч, который сколько себя помнит, приходит сюда, - за исключением времен Арцахской войны. По настоятельной просьбе Перча и нескольких самых старших завсегдатаев, более успешные члены клуба на свои средства привели в некоторый порядок территорию: оградили источник бетонной стеной, установили раздевалку, разделили поток воды на несколько течений, чтобы можно было перед тем, как окунуться в воду, принять природный душ.
Вечерами здесь обсуждают произошедшие за день события, спорят на политические темы. Вспоминают Вано Сирадегяна, - ведь именно в его дни здесь провели железный мостик до Бидзу гёла, тогда как до этого приходилось по камням с грехом пополам добираться до источника. Обсуждают последний визит мэра к источнику – тогда испугались, подумали, что представители муниципалитета хотят отобрать это место для других целей, но потом, когда мэрия установила специальные турники для разминок, успокоились и обрадовались.
Женщин здесь нечасто встретишь. Но говорят, у гёла есть своя красавица – 82-летняя женщина, имя которой никто не знает, так и зовут ее Красавицей. Многие из завсегдатаев приходят сюда и зимой. Они говорят, что зимой здесь даже лучше. Во-первых, немноголюдно, а вода даже кажется более теплой. Старики уверяют, что температура воды 12-13 градусов, гордятся, что не каждый выдерживает ее холода.
Здесь ты освобождаешься от каменного давления многоэтажек, вечно сигналящих и не уступающих друг другу водителей, душных и переполненных маршруток, и вода здесь – не в бутылках, не на специальных электрических охладителях, и, наверное, не такая уж и чистая, зато уж точно откровенная и очень ереванская. «Вода – это жизнь, человек на 60% состоит из воды, этим все сказано», - беседуют между собой старики, продолжая раздавать карты.