Не знаю кто автор этого потимистического анализа, но я завидую оптимизму этого человека! Надоело? Представьте себе ваши “нежные” чувства взаимны! Согласитесь, что власти тоже не в восторге от так называемых активистов и правозащитников. Текст может показаться весьма увлекательным для некоторых читателей, так что выкладываю его полностью специально для активистов и правозащитников!
Пассивный конец летнего сезона может положить начало новой активности осенью. И дело вовсе не в муниципальных выборах, подготовке к президентским или внешнеполитической ориентации Армении. Речь идет о параллельно протекающем и уже необратимом процессе установления гражданского контроля над деятельностью власти.
Процесс, который разворачивается вокруг истории с Арснакаром, может стать поворотным в этом смысле. Группа адвокатов, журналистов и гражданских активистов упорно не хотят мириться с очередным фактом безнаказанности олигарха. Они приводят все новые доказательства причастности экс-депутата Рубена Айрапетяна к убийству Ваге Аветяна в Арснакаре. Это упорство поддерживается не иностранными грантами или «конкурирующими» группировками, а твердым убеждением, которое заставляет многих адвокатов работать бесплатно, добровольно.
Надоело, всем надоело мириться с тем, что правоохранительные органы по заказу власти не дадут олигарха в обиду, что общество, журналисты, адвокаты, даже объединив усилия, не в состоянии сломать эту порочную традицию. Надоело признавать свое бессилие перед системой, надоело давать взятки на каждом шагу, надоело бояться говорить вслух о вине «неприкасаемых лиц».
Когда не только молодые активисты, но и привыкшие к хорошим гонорарам адвокаты начинают работать не за деньги, а по убеждению, это многое значит. Это значит, что произволу приходит конец, и любое дело может стать последней попыткой системы защитить своего олигарха.
Не исключается, что подобным делом может стать Арснакар, и адвокатам вместе с гражданским обществом удастся доказать причастность Рубена Айрапетяна к убийству. Им уже удалось доказать несостоятельность или же предумышленное сокрытие некоторых фактов со стороны правоохранительных органов. И теперь стоит вопрос не о том, что правоохранительные органы грудью защищают Айрапетяна, это уже доказано, а вопрос, до каких пор им удастся выдержать гражданский штурм.
О том, что дело Айрапетяна может стать «образцово-показательным» сломом олигархической вседозволенности, свидетельствует и поведение власти. Сразу после инцидента и первой волны протеста Айрапетян был вызван в президентскую администрацию, после чего от его имени было распространено заявление с извинениями и сообщением о сложении депутатского мандата.
Но сложение мандата нужно было президентской администрации для спасения не Рубена Айрапетяна, а имиджа парламента. И теперь, когда Айрапетян официально не причастен к власти, ничего не мешает ей сдать его, не считая, конечно, финансовых расчетов и «братских отношений». Но это ничто по сравнению с гражданской волной, которая наверняка поднимется в начале осени. Упорная работа адвокатов – тому доказательство.
За эти 2-3 года в Армении многое изменилось – выросло общество, власть чуточку «поджала хвост» и уже невольно оглядывается на общественное мнение, даже идет ему навстречу. Этого, видимо, не понял Рубен Айрапетян, когда, по некоторым данным, поручал своей охране проучить военврачей. Но он явно уже все понял, и теперь многое готов отдать, чтобы ограничить свою вседозволенность, но не решеткой.
Но что он может сделать?