turk-qurd

Поспешность, с которой действуют лидеры автономии, вполне понятна, так как уход из Ирака американцев и их союзников привёл к хаосу и даже в ряде случаев внутрикурдских междуусобицам. По сведениям ряда источников, Барзани удалось уже уговорить президента Ирака Джалала ат-Талабани (курда по национальности) признать легитимность предстоящего плебисцита. Но вот глава Центрального совета «Патриотического союза Курдистана» (ПСК – как раз партии ат-Талабани) Адель Мурад заявил, что «мы не хотим курдской независимости, а статья 140 должна быть реализована Багдадом», сообщило 10 июля агентство «BasNews». (Статья 140 – это запрет на дальнейшую «арабизацию» севера Ирака – прим.) Это вызвало негативную реакцию и беспокойство среди других должностных лиц ПСК. И есть сведения, что это – итог давления на ПСК со стороны Ирана.

Но иракский премьер шиит Нури аль-Малики категорически против затеи и намерен противодействовать реализации планов Барзани любой ценой. Высокопоставленный чиновник из блока премьер-министра Ирака Нури аль-Малики – «Коалиции Правового государства», Мухаммад Саад Сайхуд сказал, что он и его соратники рассматривают курдские силы пешмерга в том же свете, что и «Исламское государство Ирака и Леванта», за то, что они вторглись в Киркук. Он также заявил: «Киркук и Мосул была захвачены, и мы не позволим захватчикам остаться в этих регионах… События в Киркуке и Мосуле были частью плана, организованного такими странами, как Саудовская Аравия, Турция и Катар». Он также утверждает, что курды за возможность контролировать Киркук позволили ISIS управлять Мосулом и Ниневией. Как видим, обвинения более чем тяжёлые и вполне достоверные, если сравнивать их с динамикой боевых действий в Ираке. Правда, к концу июля начались ожесточённые бои за Мосул – уже обезхристианенный. Некоторые источники указывают, что есть и добровольцы из Ирана, в рядах иракских шиитов. То ли американские хозяева курдов и ISIS разыгрывают спектакль, а остальные участники боёв – просто статисты, то ли и в этот раз всё начинает идти вопреки сценариям США и Израиля. Однозначно что-то утверждать невозможно – на все вопросы даст ответы ближайшее будущее.

Турция заигрывает с иракскими курдами, у Анкары «не прошла» игра с курдами Сирии. Но понятно, что турки будут категорически против, чтобы «выпускание пара» у курдов затронуло бы территории Западной Армении и Киликии. Между тем, даже в ряде СМИ Армении уже открыто пишут, что скоропалительное создание независимого Курдистана, с учётом того, что наиболее проамериканские и произраильские курды, рисуя карту «Великого Курдистана», включают в него не только земли, ныне входящие в состав Ирака, Сирии, Ирана и юго-восточной Анатолии, но и почти все исторические провинции Западной Армении и даже земли Республики Армения, Арцаха и Нахиджевана, может стать для армянской нации самым настоящим геополитическим вызовом и серьёзной проблемой, и к этому надо готовиться. Однако проблемность не только в экспансивности поддерживаемых американцами и Израилем курдов, но и в том, что соседний Иран готов активно противодействовать – это не называется противодействием созданию независимого Курдистана. Официальный Тегеран открыто называет свои намерения противодействием «плану Израиля по расчленению Ирака», как сказал на днях замминистра иностранных дел Ирана по делам арабских и африканских стран Хоссейн Амир-Абдоллахиян. Так или иначе, но при углублении ситуации вокруг курдов Армянская идея потерпит окончательный крах. А это будет грозить не просто уничтожением Армении, но и представит реальную угрозу физической безопасности уже всех армян региона.

Конечно, Иран не был бы сам собой, если, наряду с договорённостями с Турцией о Высшем совете стратегического сотрудничества, тут же бы не заключил с иракскими шиитами другое соглашение – о готовности Тегерана «помочь Ираку в борьбе с террористической опасностью». На практике это обычно означает, что, допустим, как только турецкие войска пересекают границу с Ираком и начинают продвигаться к Мосулу, Эрбилю и Киркуку, «навстречу» туркам не менее быстрым маршем начинают продвигаться иранские войска, которым, в принципе, даже границу пересекать не надо – они и так базируются на довольно большой глубине от границы уже на иракской территории. (Это, кстати, было бы очень хорошо помнить ереванским проамериканцам – войска США по-прежнему в Иракском Курдистане, однако не только ничего и никогда не предпринимали против иранцев, когда те вступали в Ирак, но и сейчас ничего не делают для того, чтобы прекратить фактическую оккупацию Ираном иракского приграничья.) Кроме того, курдские круги связывают обострение дискуссии между ПСК и партией Масуда Барзани (Демократическая партия Курдистана), как и споры внутри самого ПСК, именно с Тегераном. По сведениям «BasNews», Иран не только заявляет, но и действует. И недавно иранская делегация встречалась с членами ПСК и «Горран» (ещё одна курдская партия в Ираке – прим.) в Сулеймании. Иранские представители, по сообщениям, предупредили членов этих курдских партий против создания независимого курдского государства, которое приведёт к полному подчинению Сулеймании и Киркука власти президента Курдистана и лидера «Демократической партии Курдистана» (ДПК) Масуда Барзани. Конечно, открытые конфронтации между ПСК и ДПК, как и между ат-Талабани и Барзани, это уже история. Тем не менее, назвать их взаимоотношения безоблачными никто не в состоянии.

Более того, 18 июля секретарь иранского Высшего Совета национальной безопасности адмирал Али Шамхани прибыл в Багдад, чтобы обсудить вопросы безопасности и возможных кандидатов на предстоящих выборах в президенты Ирака с премьер-министром Нури аль-Малики. По словам источников, присутствовавших на встрече, Шамхани передал аль-Малики важное письмо от правительства Ирана. «Иранские официальные лица были рады, что Наджмалдин Карим был назван кандидатом на пост иракского президента. Иран считает, что Карим является подходящим человеком для этой должности», — говорится в сообщении источника о содержании письма Ирана к аль-Малики. А Н.Карим – это курд, губернатор Киркука и личный врач президента Ирака ат-Талабани, член ПСК и сторонник взглядов Аделя Мурада, т.е. сохранения Ирака как государства.

При всём этом уже есть и данные о том, что в случае избрания премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана президентом страны при нём будет создан консультативный совет, в состав которого войдут представители его близкого окружения в нынешнем правительстве, сообщило английское агентство «Reuters» со ссылкой на источники. Новая структура может получить название «Совета мудрецов» или «теневого кабинета» и будет контролировать ключевые задачи правительства. В их числе будут проблемы энергетики, некоторые вопросы внешней политики и курдское урегулирование, сообщил источник в правящей партии Справедливости и развития (AKP) Турции. В результате, некоторым министерствам в составе правительства будет отведена скорее техническая роль. Агентство пишет, что Эрдоган пока не заявил о выдвижении своей кандидатуры на намеченных на август (2014 г.) президентских выборах. В то же время в его окружении считают, что решение о его выдвижении принято. Отмечается также, что результаты муниципальных выборов 30 марта 2014 г. показали, что Эрдоган может победить в первом туре президентских выборов, в особенности, если обеспечит себе поддержку курдского меньшинства. Источник в правящей AKP также отметил, что в руководстве партии ожидают победу Эрдогана в первом туре. Между тем, на предстоящих парламентских выборах Эрдоган не может представить свою кандидатуру на четвёртый срок в качестве премьер-министра, согласно уставу AKP, запрещающему члену партии избрание в парламент более трёх сроков подряд, пишет агентство. В результате, вместе с Эрдоганом в парламентских выборах 2015 г. не примут участие 73 депутата от правящей партии, что приведет к значительным перестановкам в кабинете министров и руководстве AKP.

По данным источников, Эрдоган стремится выбрать в качестве премьер-министра и нового главы правящей партии деятеля, который не будет входить в указанную группу политиков, остающихся без парламентского мандата, и сможет занимать свой пост в течение двух сроков. В частности, в числе фаворитов называются имена действующего министра иностранных дел Ахмета Давутоглу и заместителя премьер-министра Эмруллы Излера. Ряд высокопоставленных депутатов, на которых распространяется ограничение партийного устава, и которые не смогут быть избраны в парламент, скорее всего, войдут в состав указанного «теневого кабинета». В том числе речь идёт о таких деятелях, как нынешний министр юстиции Бекир Боздаг, министр энергетики Турции Танер Йылдыз и вице-премьеры Бюлент Арынч и Бешир Аталай.

Турция же, прекрасно понимая, что либо ПСК, либо даже вроде бы контролируемая США и Израилем ДПК, либо партия «Горран», но рано или поздно выплеснут свои симпатии в отношении Рабочей партии Курдистана (PKK), продолжает хитрить и маневрировать. А ведь главком вооружённых отрядов PKK Мурат Карайылан только и ждёт, чтобы в Иракском Курдистане наступила определённость. Ведь его партизанские формирования не только в иракских горах Кандиль, но и продолжают скрытно находиться на территории самой Турции. Ещё раз вспомним, что в мае-июне почти все курдонаселённые регионы, как и населённые алавитами регионы Турции сотрясались от антиправительственных выступлений и стычек с турецкой полицией и силами безопасности. Вот почему туркам и нужны некие секретные договорённости с тем же Ираном – а, не исключено, также с некоторыми курдскими организациями Сирии, выказывающими лояльность сирийскому переизбранному президенту Башару аль-Асаду.

Вот почему, как сообщает турецкая «Shafaq news», турецкие чиновники вновь заявили о позиции своей страны относительно независимости Курдистана: Турция отвергает курдскую независимость, выступая за единство Ирака, но, в то же время, она «приветствует» объявление независимости, в случае, если Ирак не сможет сохранять это единство. Турецкий вице-премьер Али Бабаджан в своём заявлении для прессы сказал, что его страна стремится сохранить единство Ирака, но это кажется невозможным,  и в случае, если Ираку не удастся остаться единым, «мы приветствуем отделение Курдистана для поддержания стабильности в регионе». Хусейн Челик, вице-президент турецкой правящей «Партии справедливости и развития» (AKP), подтвердил в своём заявлении, что Анкара поддерживала и продолжает поддерживать единство Ирака, и приложили все усилия для его обеспечения. Он добавил: «К сожалению, Ирак на самом деле выглядит разделённым на три части. Если это произойдёт официально, курды на севере Ирака имеют право сообщить о своём политическом будущем, и наша страна предпочла бы в такой ситуации решение, которое обеспечит безопасность и надежное благосостояние всех жителей Ирака». Он также обратил внимание, что Турции удалось построить прочные отношения с курдским регионом, и подчеркнул необходимость попытаться сохранить единство Ирака, прежде чем разделение страны не станет реальностью.

Но вот 15 июля курдские «пешмерга» захватили в северном Ираке крупнейшие нефтяные месторождения Киркук и Бей-Хасан. А уже 17 июля курдская делегация во главе с Барзани уже в Анкаре вела «торги» с Эрдоганом и Гюлем, и речь, безусловно, шла о сделке: признание независимости – взамен увеличения поставок нефти. Это подстрочно читается в следующих сообщениях – 1) «Барзани подтвердил своё намерение изменить статус-кво курдов в Ираке и защитить Курдистан от любых угроз со стороны группировки ISIL»; 2) «Сафин Дизайи, представитель Регионального правительства Курдистана (КРГ), сообщил, что в итоге удалось достичь соглашения с Турцией об увеличении экспорта нефти из курдского региона и механизме обмена доходами. «Мы просили, чтобы Турция импортировала больше курдской нефти», — сказал Дизайи. Он заявил, что в настоящее время экспорт составляет 120 000 баррелей в сутки, и что «мы постараемся поднять ставку до 400 000 баррелей в сутки к концу года». То есть, похоже, турки решили рискнуть – даже несмотря на то, что на кону в не столь уж отдалённом будущем может оказаться территориальная целостность уже самой Турции.

Итак, в Турции и вокруг Турции складывается следующая картина. К президентским выборам, назначенным на 10 августа 2014 г., страна подходит в состоянии «внутренней разборки», в которую вовлечены и «нурчулар», и исламисты разных мастей, и курды, и алавиты. Естественно, также и при ролевых «играх» внешних сил. К слову, не зря Эрдоган таки решил ещё отложить окончательное примирение с Израилем. Напомню, что семилетний срок пребывания действующего президента Абдуллы Гюля на посту президента истекает 28 августа. Напомню также, что если ни один из кандидатов не получит необходимого 51% голосов в первом туре, второй тур состоится 24 августа. При этом Эрдоган то ли играет роль испуганного, то ли всерьёз опасается угрозы госпереворота и за свою физическую безопасность. Брожения юга и юго-востока страны становятся перманентными. И при факторе нестабильных Сирии и Ирака угроза с их стороны, в том числе и территориальной целостности Турции, должна восприниматься как реальная и многослойная. Наращивание внешнеполитических оборотов со стороны России и Ирана неизбежно сталкивают Турцию с необходимостью «не ссориться» с Москвой и Тегераном. Однако США и НАТО (в тени – Израиль), тем не менее, подталкивают турок на конфронтации с Россией и Ираном если и не сейчас, то – в неком обозримом будущем.

Задача же Армении – как ни странно, примитивно проста. Отстаивать в этих сложнейших стратегических играх более сильных держав СВОИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ. Нам нельзя потакать ни Западу с его «санкционной политикой» против Ирана и России, ни России с её Евразийской интеграцией, ни Ирану, если уж все они неприкрыто «охотятся» за вниманием и симпатиями Анкары. Приоритеты прежние – Арцах и всемирное признание и осуждение Геноцида армян, «союзы» подождут. Тем более что волей-неволей, сейчас как бы и сами инициаторы «союзов» отвлеклись на иные проблемы. А если и не подождут, то, по крайней мере, вполне могут отойти на задний план и не выпячиваться. Поскольку есть определённые взаимовыгодные обязательства с теми же Россией и Ираном, то право Армении требовать от этих держав привилегированного учёта в своей политике армянских национальных интересов.

Часть 1

Часть 2

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.