Я всегда считал, что одним из наших недостатков является привычка связывать с чем-то слишком большие ожидания. К числу таких ожиданий, безусловно, относятся надежды, связанные с “жаркой осенью” или “жаркой весной”, которые в течение последних 20 лет периодически обещают нам наши оппозиционеры. Логика подсказывает, что даже в случае проведения самых массовых демонстраций, никаких изменений “в верхах ” в их результате скорее всего не произойдет, а если эти изменения все же произойдут, то они ни в коем случае не будут означать “гибель режима”.
Тоже самое можно сказать и о преувеличенных ожиданиях, связанных с предстоящей в Сочи встречей. Почему-то некоторым в Армении кажется, что в ходе сегодняшней встречи будет решен вопрос мира и войны. А в действительности – Азербайджан продолжит предпринимать попытки по обострению ситуации. И это будет происходить по той причине, что ни один игрок на международной арене не заинтересован в разрядке ситуации (правда, и в полномасштабной войне никто не заинтересован).
О России говорилось неоднократно: эта страна владеет множеством рычагов влияния на Армению, в том числе – таким, как Карабах, а рычагом влияния на Азербайджан является исключительно Карабах. Если вопрос будет решен мирным или военным путем, то Россия свои рычаги потеряет.
А что же Евросоюз, ОБСЕ, ООН, Соединенные Штаты? Заинтересованы ли они в том, чтобы на границах не было перестрелок? Мне кажется, что нет. Не будет углубляться в причины – они разнообразные. Однако показатель “незаинтересованности” перечисленных стран и структур прозрачен: ни одна из этих стран и структур не желает констатировать, что нарушителем режима прекращения огня и инициатором приграничных инцидентов является Азербайджан. Об говорит элементарная логика: нынешнюю напряженную ситуацию мы хотим “охладить”, поскольку, нам это выгодно, а Азербайджан хочет – “подогреть”, поскольку им невыгоден “статус-кво”.
Зачем нам эта напряженность? Кроме того, современные технологии позволяют с чрезвычайной точностью определить, кто напал первым, а кто был вынужден защищаться, здесь ни для кого нет темных пятен. И если вышеназванные страны, прекрасно все это понимая, продолжают призывать “все стороны” к проявлению сдержанности, то это означает, что той стороне, которая в действительности и является “несдержанной” они просто вручают “карт-бланш” на продолжение своих притязаний. Азербайджан же этой возможностью пользуется. Слишком рассчитывать на этом фоне на некие ожидания с предстоящей сочинской встречи Путин-Саргсян и Путин-Алиев – неразумно. После этой встречи Путин скажет, что призвал двух президентов немедленно предпринять меры для восстановления режима неприменения огня и разряжения ситуации.
Серж Саргсян скажет, что он представил Путину сложившуюся в результате предпринятых Азербайджаном провокаций ситуацию и призвал Россию оказать влияние на Азербайджан для того, чтобы тот вернулся за стол переговоров. А Ильхам Алиев скажет, что призвал посредников утихомирить армянскую агрессию, в обратном случае Азербайджан будет вынужден с помощью оружия восстановить свою территориальную целостность.
Пусть попробуют. Но потом, пусть не жалуются на то, что, скажем, потеряли “30 процентов территорий” и получили “1,5 млн. беженцев”.