19 июля 2014 г., по информации грузинской епархии Армянской Апостольской церкви (ААЦ), в Тбилиси, во дворе армянской церкви Св. Эчмиадзин произошел инцидент, связанный с нападением ряда местных лиц на церковных служащих армянской церкви, с нанесением им телесных повреждений. Грузинская епархия ААЦ квалифицировало данное событие как нападение, вызванное «ненавистью на религиозной и этнической почве», тогда как МВД Грузии распространило заявление, в котором отметило, что там не было этнического мотива.

По информации агентства Регнум, грузинская епархия ААЦ в своем заявлении также отметила, что «в последние годы указанные провокационные посягательства являются плачевным последствием распространяемых некоторыми организациями, отдельными личностями и грузинскими священниками антиармянских настроений. Подобные радикальные проявления не соответствуют духу дружественных отношений между армянским и грузинским народами, которые являются ценным приобретением нашего общего исторического прошлого».

Через день ряд активистов местных армянских общественных организаций, находящихся под контролем грузинских государственных структур, даже заявили, что в реальности инцидент произошел с участием с двух сторон граждан Грузии армянской национальности (что абсолютно не соответствовало действительности), и даже попытались представить дело так, что инцидент был вызван, ни больше ни меньше, происками России, стремящейся таким образом внести разлад в исторические добрососедские отношения между Арменией и Грузией.

Инцидент действительно вызвал некоторую напряженность во взаимоотношениях Еревана и Тбилиси, а МИД Армении, по информации ряда СМИ, даже выпустил ноту протеста МИД Грузии. Представляется, что на фоне произошедшего было бы интересно проанализировать динамику функционирования грузинской епархии ААЦ, и то, как ее деятельность сказывается на общем фоне отношений между двумя странами, и их официальными церквами.

Еще с начала 1990-х гг., сразу же после распада СССР в отношениях между Грузинской Православной Церковью (ГПЦ) и Армянской Апостольской Церковью обострились некоторые проблемы. Они связаны, в первую очередь, с судьбой ряда армянских церквей и культовых сооружений, конфискованных государством у ААЦ в советский период. После распада СССР ГПЦ заявила свои претензии на данные церкви и культовые сооружения, из которых важнейшими являются церкви Сурб Норашен в столице Тбилиси и Сурб Ншан в городе Ахалцихе.

В 2006 г. ГПЦ объявила о создании новой епархии (Дманисской и Агарак-Таширской), которая наряду с южной частью административно-территориальной единицы Грузии Квемо Картли территориально должна была охватывать также ряд северных регионов Армении, где сохранилось несколько недействующих храмов (хотя на данной территории нет грузинского населения). Другой проблемой являлся вопрос статуса епархии ААЦ в Грузии, которая, как и все остальные религиозные конфессии в этой стране, не имела статуса полноценного юридического лица общественного права. Единственным исключением являлась ГПЦ, имеющая особый статус и особое влияние не только на религиозную, но и на общественно-политическую ситуацию в Грузии, выражая крайне консервативные взгляды и настроения.

Однако, несмотря на данные проблемы, на официальном и публичном уровне ни ААЦ, ни ГПЦ не стремились накалять ситуацию и демонстрировали дружественные отношения. В июне 2011 г. даже состоялся официальный визит Католикоса Гарегина II в Грузию, в том числе - впервые за многие десятилетия – также и в армянонаселенный административный регион на юго-востоке страны – Самцхе-Джавахети.

В начале июля 2011 г. на внеочередном заседании грузинского парламента ряду традиционных конфессий был наконец-то присвоен статус юридического субъекта публичного права с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс страны. Это создало возможность для ААЦ осуществлять свою полноценную деятельность в религиозной сфере на территории Грузии в юридических рамках. Однако данное решение вызвало резкую реакцию со стороны ГПЦ. Под влиянием данных настроений грузинское правительство спустя несколько дней было вынуждено пересмотреть свое решение.

Попытка сдвинуть проблему с мертвой точки была вновь предпринята уже при новых властях Грузии. В ходе своего визита в Армению в январе 2013 г. бывший премьер-министр Грузии Б. Иванишвили выдвинул новое, по его оценке – компромиссное решение. Он предложил в самое кратчайшее время за счет средств своего благотворительного фонда начать ремонтно-восстановительные работы по благоустройству этих храмов (вне зависимости от их принадлежности), пока совместная армяно-грузинская комиссия не определит их принадлежность. Однако после этого визита Иванишвили в течение всего 2013 г. особых продвижений не наблюдалось, что, по всей видимости, было связано с занятостью новых грузинских властей процессом завершения смены власти.

Лишь в начале 2014 г. грузинское правительство приняло решение о выплате ААЦ определенной денежной компенсации за понесенные при советском режиме потери. Однако относительно вопроса окончательного статуса и возврата имущества Грузинской епархией Армянской Апостольской Церкви пока нет определенности. Вряд ли можно это прогнозировать в ближайшие месяцы.

Вместе с тем, несмотря на существующие проблемы, а также нынешний инцидент в армянской тбилисской церкви Св.Эчмиадзин, по всей видимости, в ближайшие годы будет заметна динамика изменения подходов грузинского государства, в том числе в виде в расширение правового статуса ААЦ, финансовой поддержки и содействия в ремонте и эксплуатации действующих армянских религиозных сооружений. Однако, с другой стороны, инцидент 19 июля 2014 г. также подтверждает, что в Грузии будет сохраняться настороженное отношение к местной епархии ААЦ со стороны некоторых кругов внутри ГПЦ, что также находит свое отражение в восприятиях некоторых слоев грузинской общественности.

С другой стороны, возможно, что глобальные политические процессы на постсоветском пространстве скажутся даже на такой специфической сфере в отношениях ряда постсоветских стран, как межцерковные взаимоотношения, или даже станут ресурсом или инструментом. По странному совпадению, буквально через пару дней после инцидента с армянской церковью Тбилиси, 22 июля 2014 г. МИД Грузии заявил, что с сентября 2014 Грузия введет частичный визовый режим с Арменией. Был ли в данном случае инцидент поводом или это случайное совпадение – покажут дальнейшие развития…

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.