Власти Армении, обосновывая свое решение сменить внешнеполитический «курс», ссылались на вопросы безопасности, однако в последний период все чаще стали говорить о росте напряжения на границе и на линии соприкосновения. По Вашим оценкам, каковы могут быть реальные причины этого роста, есть ли тут связь с евразийскими интеграционными процессами?
При желании, естественно, подобную связь найти можно, но я бы все же эти вопросы разделил, поскольку рост напряжения, военное давление на границе – это направление политики, которое рассматривается Баку, как способ оказания давления на Армению, выбивания уступок на переговорах, изматывания, военного и экономического обескровливания Армении, втягивания в гонку вооружений. Этот курс, в той или иной степени, проводился Азербайджаном всегда, но в связи с новыми поставками вооружений и расширением арсенала азербайджанской армии, этот курс начал и будет проявляться более отчетливо и жестко.
Иными словами, раньше мы этого давления так не ощущали, поскольку сам Азербайджан не ощущал достаточного военного потенциала для реализации подобных процессов. Сейчас же в связи с усилением вооружения азербайджанской армии, в том числе и поставками вооружений из России, Азербайджан стал ощущать в себе эту силу и пытается, посредством подобного управляемого давления воздействовать на Армению.
Другой вопрос, что в итоге получается следующая схема: Москва поставляет оружие Азербайджану, который использует его для оказания давления на Армению, и тем самым Армению «загоняют» в Евразийский союз. В этом контексте, схема работает и связь, конечно существует. Но следует обязательно учитывать, что давление на Армению – собственное желание Баку, а Москва рассматривает это не только как способ воздействия на Армению, но и как способ контроля над Баку, поскольку продажа вооружений подразумевает обучение специалистов, поставки запчастей и постпродажное обслуживание и т.п.
Чем чреват подобный рост напряжения и подобное давление в ближайшей перспективе? Может ли это привести к возобновлению военных действий?
Военное решение, я бы исключил. За всем этим проглядывается новый раунд переговоров, где Азербайджан надеется на более сговорчивую Армению, а Москва надеется возглавить процесс и на своих условиях вывести стороны на новые позиции, усиливая патронаж России над Ереваном и Баку. Я думаю, что ни того, ни другого не произойдет. То есть переговоры будут, но я не вижу возможности для Москвы монопольно разруливать ситуацию. Уже есть конкурирующий формат – предложение президента Франции встретиться в Париже. Это говорит о том, что оба плана – планы Москвы и Запада, конкурируют, что их нейтрализует. А посему, это будут очередные бесплодные переговоры, где противоречия между Западом и Москвой получит свое отражение, в итоге статус-кво зафиксируется там, где он должен быть, а точнее, где он сейчас находится. Иными словами ситуация останется неизменной, за исключением новых погубленных жизней и нервотрепки.
Хотелось бы также узнать Ваши оценки последней диверсии в Карвачаре. После этих событий многие начали говорить об уязвимости границ. Насколько по вашим оценкам защищены границы?
Тут могут сказать лишь, что если диверсионно-террористической группе удалось проникнуть на территорию Карвачарского района, это само по себе уже говорит о том, что контроль был недостаточным. Учитывая изрезанный рельеф в Карвачаре, возможности для проникновения диверсионных групп более широки, то есть в первую очередь, необходимо усилить контроль над этой частью границы. Но я не стал бы из произошедшего делать вывод о том, что границы незащищены. Вовсе нет. Для диверсионных групп, людей хорошо знакомых с местностью, всегда найдутся лазейки для того, чтобы проникнуть на территорию армянской стороны.
И каков должен быть ответ армянской стороны на эту диверсию? Сегодня многие стали говорить о необходимости «непропорционального ответа», вплоть до уничтожения азербайджанских населенных пунктов…
Необходимо усилить охрану границ, о чем я уже говорил. Кроме того, необходимо не поддаваться панике, поскольку вся эта операция с видеокамерами и азербайджанским флагом, была демонстрацией «всемогущества» азербайджанской разведки и провоцирования панических настроений у армянской стороны. Поэтому мы не должны поступать так, как того хочет противник.
Помимо этого, я считаю, что эти два задержанных ублюдка не должны остаться в живых, потому что азербайджанская сторона попытается похитить армян и обменять их на этих ублюдков, а потому сделает из всего этого шоу, потому что эти двое террористов убили безоружных людей – подростка и офицера, который возвращался домой. Террористы должны быть наказаны, и должны быть наказаны настолько жестоко, чтобы любой потенциальный «сафаров» знал, на что он идет.
Ну и третье, я считаю, что никаких резких действий и необдуманных шагов предпринимать не следует. Я думаю, необходимо продолжать ту работу, которая проводилась. То есть необходимо не бомбить и обстреливать, это бессмысленно, так как Алиеву плевать на потери своих людей, а действовать точечно, и тут я скорее предполагаю действия не армии, а наших спецслужб. Вот на что ему не наплевать так это: объекты представляющие ценность и самое главное его имидж в своих собственных глазах и глазах населения Азербайджана.
Я думаю, что с наведением порядка и выведением на более высокий уровень системы безопасности и адекватного ответа, проблема будет решена, поскольку Азербайджан, невзирая на преимущество в военное технике, в данный момент к войне не готов, он готов к стратегии изматывания, каким-то мелким уколам и провокациям, не более.
Ну и наконец, должен отметить, что несколько лет назад наши спецслужбы изъяли все оружие у тех же жителей Карвачара, что есть несусветная глупость. Считаю, что по всей линии боевого соприкосновения все гражданское население сопредельных районов должно быть организовано и вооружено, должны быть проведены мероприятия организационного характера и контроля с подключением местных жителей для предотвращения инцидентов подобных этому.
Спасибо за интервью.
Беседу вела
Нана Ваграмян