На днях в Москве встречались президенты России Владимир Путин и Армении Серж Саргсян. Наряду со ставшими уже шаблонными заявлениями о высоком уровне двухсторонних отношений, стратегическом партнерстве Армении и России, исторической дружбе народов двух стран, были сделаны ряд заявлений касающихся возможного членства Армении в Евразийском союзе.

Как я и предполагал, июльские визиты в Ереван высокопоставленных российских официальных лиц, в частности спикеров Совета Федерации Валентины Матвиенко и Госдумы Сергея Нарышкина, были неспроста. Если в ходе визита Матвиенко еще не было четкости в этом вопросе, и стороны старались прилюдно не затрагивать вопрос Евразийского союза, то уже Нарышкин много и с охотой говорил в Ереване о своих переговорах с президентом Саргсяном и другими высшими чинами о Евразийском союзе.

Результатом этих визитов стало то, что президент Армении прервал свой отпуск и по приглашению Владимира Путина 8 августа отправился в Москву. Как заявил по итогам встречи Владимир Путин, они договорились о создании специальной комиссии, которая рассмотрит возможность участия Армении в интеграционных процессах в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства применительно к Армении со всей спецификой. Российский президент пояснил, что специфика заключается в том, что у России и Армении нет общих границ, поэтому, по словам Путина, “можно было бы подумать об использовании каких-то инструментов, которые согласованы между тремя странами (Россия, Белоруссия и Казахстан)”.

Ответом на вопрос, почему Армения так резко изменила свою позицию по Евразийскому союзу (ранее власти подчеркивала неизменность курса на евроинтеграцию), стало заявление Сержа Саргсяна о том, что Россия и Армения достигли взаимопонимания по вопросу цены на поставляемый в республику российский газ. “Мы сегодня говорили и о такой важной теме, как цена поставляемого в Армению природного газа. Думаю, что нашли взаимопонимание по принципам ее формирования. Она должна исходить из реальности рыночной цены на газ, помноженной или разделенной, как хотите, на необходимость обеспечения Армении природным газом по сопоставимым с региональными ценами тарифам при сохранении эффективности ее экономики”, – заявил он по итогам встречи.

В этой связи следует заметить, что в начале июля в армянских СМИ появилась информация о возможном повышении “Газпромом” цены на российский газ с 1 октября этого года, и что Армения хочет у России кредит в 1 млрд долларов. По данным СМИ, 1000 кубометров газа на границе с Арменией вместо нынешних $180 будет стоить $280, а с 1 января будущего года уже $320.

Тогда же один из самых ярых противников нынешних властей, экс-глава МИД Армении, а ныне депутат парламента Вардан Осканян написал на своей страничке в Facebook-е, что цена на газ уже повысилась на 60 долларов, однако власти об этом пока умалчивают, субсидируя «Газпрому» цену на газ до президентских выборов в феврале передачей ему 10% из 20% принадлежащих Армении в “АрмРосгазпроме”.

Косвенным подтверждением изменения позиции Еревана перед визитом Саргсяна в Москву стало и то, что 6 августа председатель Студенческого совета Ереванского госуниверситета (ЕГУ) Цолак Акопян сообщил о создании молодежными и студенческие организациями движения “Поддержка инициативы Евразийской интеграции”. Учитывая то, что студсоветы всех ведущих университетов Армении находятся под контролем правящей Республиканской партии Армении (РПА), подобное заявление вряд ли было случайным. Тем самым был дан сигнал о том, что власти начинают подготавливать общественное мнение к членству в Евразийском союзе.

Однако можно предположить, что изменение внешнеполитического курса вместо евроинтеграции в сторону Евразийского союза вызовет резкую реакцию в армянском обществе, особенно со стороны прозападных сил.

Запад также вряд ли будет спокойно следить за тем, как Армения «уплывает» на Север. Хоть у США и Евросоюза нет в отличии от России «газовой дубинки», чтобы надавить на Ереван, однако у них есть другой козырь – кредиты. Армения и так уже должна огромные суммы (более 40 % ВВП), а кроме того, нынешние власти уже показали свою неспособность работать и исполнять бюджет без иностранных кредитов. Поэтому для давления на Армению может быть использован отказ от предоставления новых кредитов, а в крайнем случае – требование возврата уже взятых.

Да и про нерешенный карабахский конфликт нельзя забывать, и эта карта также будет активно использоваться Россией и Западом в своей борьбе за Армению

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.