Анкара может разыграть карту армяно-турецкой границы как пиар-ход в преддверии 100-летней годовщины геноцида армян. Это поставит крест на усилиях по его международному признанию.
Тема открытия армяно-турецкой границы, блокированной Анкарой с 1993 года из-за карабахской войны, периодически всплывает в общественных дискуссиях в Армении и Турции. Она начала активно фигурировать на общественных и политических площадках с 2009 года, когда Ереван и Анкара сначала парафировали, а затем на уровне МИД подписали два протокола. В них достаточно обобщенными фразами были регламентированы намерения сторон установить дипотношения и открыть границу, которую с армянской стороны патрулируют российские пограничники.
На сей раз тему армяно-турецкого процесса реанимировал «слив» турецкой газеты Taraf. Согласно ее информации, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган планирует открыть границу с Арменией уже в сентябре текущего года. В сообщении говорится о том, что он уже дал поручение завершить начатые в 2012 году подготовительные работы по открытию пограничного пункта между Арменией и Турцией. Сообщается, что ведущая к погранпункту дорога протяжённостью в 7 км была отремонтирована и заасфальтирована, а КПП оснащён необходимой техникой.
Турецкие СМИ утверждают, что Эрдоган намерен открыть границу с Арменией уже в сентябре
В целом в Армении скептически отнеслись к сообщению турецких СМИ. Но некоторые посоветовали не сбрасывать со счетов возможность открытия границы. Анкара может разыграть эту армяно-турецкую карту как PR-ход в преддверии 100-летней годовщины Геноцида армян, что накроет «медным тазом» усилия по его международному признанию.
Дело в том, что вопрос открытия границы с Турцией затрагивает почти все сферы региональной кооперации, выявляя и залегшие на дне армянского и турецкого обществ фобии и стереотипы. Главной проблемой по выстраиванию и развитию контактов на общественном уровне является недоверие. Рана геноцида все еще кровоточит, а вековой разрыв между обществами дает о себе знать.
Геополитические расчеты Анкары и Еревана
С точки зрения сухих экономических и политических расчетов, открытие границы между Арменией и Турцией сулит дивиденды всем сторонам. При этом стороны преследуют разные цели. Интересы Еревана носят экономический, а Анкары – геополитический характер. Турция для Армении – большой рынок и еще одна дорога к внешнему миру. Между странами, несмотря на закрытые границы и отсутствие дипотношений, осуществляются регулярные авиарейсы Ереван-Стамбул и идет достаточно оживлённая торговля. Товарооборот, в условиях существующих ограничений, составляет, по приблизительным расчетам, порядка $300-$350 млн в год. При открытии границы эта цифра возрастет втрое или вчетверо.
С экономической точки зрения Армения для Турции не столь интересна. Заинтересованность Анкары в открытии границы можно объяснить геополитическими соображениями. Ведь это возможностью наращивания вовлеченности Турции в региональные дела, что само собой может чинить дискомфорт доминированию России на Южном Кавказе. С такими заявлениями часто выступали армянские и международные эксперты, пытаясь донести до турецкого руководства плюсы открытия границы и «объяснить», что установление отношений с Арменией сделает вектор закавказской политики страны целостным.
Открытие границы с Арменией обеспечит Турции большую вовлеченность в дела Южного Кавказа, где пока доминирует Россия
Исходя из этой логики, Анкара давно должна была открыть границу с соседней страной, установить либеральный таможенный режим с Ереваном и свободно реализовать свой «план поглощения региона». Почему же этого не происходит? В Турции не осознают возможность «проникновения» в регион через «армянские двери», или мы имеем дело с другими расчетами?
Этот феномен турецкой политики тюркологи объясняют послушностью официальной Анкары перед «голосом двора». На политику турецкого государства, как объясняет турецкий историк и социолог Шериф Мардин, имеют огромное влияние местечковые авторитеты. Это явление эксперт называет «давление двора». Именно этот сегмент, а не гражданское общество в Стамбуле или других крупных городах, составляет основной электорат правящей партии «Справедливость и развитие». «А он (сегмент) достаточно сенситивно относится к Азербайджану», – считают тюркологи. Иными словами, причины оттягивания процесса деблокады Армении зарыты в самом турецком обществе, и подпитываются фактором Азербайджана.
С этой точки зрения позиция Турции по открытию границы с Арменией не потерпела серьезных изменений еще со времен президента Сулеймана Демиреля. Он утверждал, что Анкара не поставит под вопрос «дружбу с Азербайджаном из-за незначительных экономических выгод от торговли с Арменией».
Турецкие авторитеты дорожат отношениями с Азербайджаном, а Анкара дорожит мнением авторитетов
Вдруг Турция откроет границу: что тогда?
Сообщение турецкой газеты об открытии границы с Арменией все же озадачило ряд армянских экспертов и политиков, несмотря на то, что на днях МИД Турции официально опровергло эти слухи. «А вдруг Турция откроет границу с Арменией, как политический ход в преддверии 100-летней годовщины геноцида? Как на это будет реагировать Ереван?» – с такими вопросами выступают армянские тюркологи, предупреждая о реалистичности такого сценария.
«Будет ли частично открыта граница в сентябре или в марте – не имеет значения, но это реалистичный ход, и надо быть к этому готовым, делать заготовки, а не проснуться в одно утро и впопыхах придумывать ответные ходы», – считает армянский тюрколог Артак Шакарян.
Между тем он полагает, что Турция при необходимости пойдет на деблокаду Армении лишь посредством простого открытия границы, без установления дипотношений. Цель – свести на нет усилия армян по международному признанию геноцида. «Даже при желании сейчас Эрдоган не сможет провести ратификацию в парламенте подписанных армяно-турецких протоколов. У его партии нет столько депутатов в парламенте. Поэтому легче чисто механически открыть границу на определенный период времени, а затем под любым предлогом повернуть все вспять, когда и поднятый шум вокруг темы геноцида будет позади», – отметил эксперт.
Директор Института востоковедения НАН Армении, тюрколог Рубен Сафрастян, наоборот, считает нереальным открытие армяно-турецкой границы. «Я для этого не вижу никаких предпосылок. Что изменилось, чтобы Турция пошла на деблокаду Армении? Ничего! Такие информационные взбросы часто происходят по каналам турецких СМИ, что не соответствует действительности. Указанное сообщение можно отнести к турецкой информационной кампании в преддверии 100-летней годовщины геноцида, ничего более», – заявил в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» Сафрастян.
Сообщение об открытии армяно-турецкой границы – вброс накануне годовщины геноцида армян, - эксперт
Общественные фобии и стереотипы
Открытие границы, история с которой сейчас напоминает «эпоху железного занавеса» между СССР и Западом, обязательно коснётся простых граждан Армении и Турции. Они должны вырабатывать формы прямого общения, что чревато вызовами, поскольку брешь в отношениях двух обществ наполнена иррациональными суждениями и укоренившимися стереотипами. Как отреагирует простой учитель, или простой сапожник на открытие границы? Хоть как-то скажется это на их жизни? Видят ли они в этом риски для себя?
Ответить на эти вопросы можно, беседуя с жителями армянской столицы. Некоторые из них на словах выразили вполне нейтральное отношение к Турции, а некоторые, наоборот, обрушились критикой на Анкару. Примечательно то, что в их сознании понятия «турецкое общество» и «власти Турции» – разные субстанции.
«Простой турок – такой же человек, как я. Он мне ничего не сделал. Многие из них даже открыто говорят о геноциде армян, признают это преступление. Это власти по своим соображениям не желают установить добрососедские отношения с Арменией, – говорит в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» Гагик, занимающийся розничной торговлей в Ереване. – Я занимаюсь торговлей, имел дело с турками. Они, конечно, хитрые, но с ними дела можно вести», – утверждает он, при этом добавляя, что выступает за открытие границы.
Большинство армян относятся к туркам нормально. В своих бедах они винят непосредственно турецкие власти
Также были озвучены и резкие, критические оценки в адрес Турции. «Пока Турция не покается, не признает геноцид армян, ей нет места среди цивилизационных стран. Ее руки по локоть в крови», – сокрушается учительница Анаит из Еревана.
Председатель Армянской социологической ассоциации, профессор Геворг Погосян, который провел исследование «по обе стороны баррикад» на тему отношений армян и турок, констатирует, что в Армении в большинстве своем нейтрально относятся к Турции.
«Это показали наши исследования. Более того, положительное отношение к открытию границы с Турцией мы заметили особенно у бизнесменов. В Армении есть более верное представление о Турции, чем в турецком обществе об Армении. Многие в Турции даже не знают о правильном местоположении Армении на карте. Для них территория Армении распространяется «от моря до моря», а население страны составляет около 9 млн (в реальности 3 млн). То есть в турецком обществе представления об Армении раздуты», – пояснил профессор.
Многие в Турции даже не знают о правильном местоположении Армении на карте, - эксперт
Армянское общество, как заметил эксперт, в целом положительно относится к открытию границы с Турцией, но многие отмечают важность признания Анкарой геноцида. «В армянском обществе мы заметили также определенную осторожность насчет общения с турками. Многие отметили, что с ними дела можно вести, но всегда стоит ожидать какого-то подвоха. Они убеждены, что турки и Турция никогда не придерживаются долгосрочных договоренностей», – заключил наш собеседник.