Сразу после беседы Владимира Владимировича Путина, Франсуа Жерара Жоржа Николя Жорж-Гюставовича Олланда и Ангелы Хорстовны Каснер (по мужу — Меркель) с Петром Алексеевичем Порошенко стало понятно: продолжение боевых действий Украины против Новороссии неизбежно. Правда, я не ожидал, что Соединённые Государства Америки нанесут (как и положено Империи Зла в «Звёздных войнах») ответный удар так быстро — через пару часов.
С самого начала государственный переворот на Украине был в первую очередь американским делом. Даже при том, что значительную часть этого дела исполняли европейскими руками, — в целом оно совершилось в интересах СГА.
Как я уже не раз отмечал, независимо от воли конкретных действующих лиц неизменные в обозримом будущем объективные обстоятельства делают Европейский союз главным экономическим конкурентом Соединённых Государств Америки, а Российскую Федерацию — их главным политическим противовесом. Вдобавок РФ — ключевой поставщик в ЕС многих жизненно важных ресурсов, а ЕС — потенциальный источник многих полезных технологий, частично утраченных нами за постсоветские годы, а частично и вовсе не существовавших ранее. Так что экономическая мощь блока ЕС+РФ несравненно больше суммы возможностей этих федераций в отсутствие их взаимодействия. Соответственно и политические возможности такого объединения (мой коллега, член союза журналистов Владимир Ильич Ульянов учил: политика — концентрированное выражение экономики) достаточны, чтобы СГА вновь — как век назад — ощутили себя державой хотя и серьёзной, но второразрядной.
Естественно, СГА считают жизненно важным воспрепятствование любому позитивному взаимодействию ЕС и РФ. В частности, стремятся выстроить между ними барьер, непроницаемый для массовых грузов. Польша уже давно — со времён отказа от социализма — находится в русле политики СГА (и в ЕС чаще всего отстаивает интересы не общеЕСовские и даже не свои собственные, а американские). А Польша и Украина образуют сплошную полосу «от моря до моря», как говорят поляки (то есть от Балтийского до Чёрного; в порядке курьёза отмечу давний болгарский лозунг «Велика България от Бело море до Чёрно», то есть «Великая Болгария от Адриатического моря до Чёрного» — к Чёрному морю Болгария выходит и сейчас, а в случае возвращения отторгнутой от неё Македонии Болгарию отделит от Адриатики только Албания). Но эта полоса долгое время была легко проницаема: Украина (а в какой-то мере и Польша) немало зарабатывает на транзите между ЕС и РФ. Поэтому СГА и понадобилось уничтожить на Украине любую власть, способную думать о благе этой республики больше, чем об исполнении приказов СГА.
И когда телефонные переговоры 2014.06.30 показали, что Европейский союз восстанавливает своё влияние на Украину и тем самым восстанавливает своё взаимодействие с Российской Федерацией, вмешательство Соединённых Государств стало практически неизбежным.
Ходят упорные слухи: сразу же после этого самого разговора (и достигнутого в нём соглашения) с тремя европейскими руководителями Порошенко позвонил кому-то из своих американских начальников — то ли послу на Украине, то ли министру иностранных дел СГА, чтобы доложить о результатах беседы, получил за это многоступенчатый разнос и приказ немедленно открыть огонь и не капризничать, что и сделал немедленно.
Последствия нового пароксизма террористической операции Украины против Новороссии пока трудно предсказуемы. Естественно, за время перемирия обе стороны принимали меры для улучшения своего состояния. Учитывая, что вооружённые силы бывшей Украины деморализованы гораздо сильнее вооружённых сил Новороссии, я очень надеюсь, что перерыв в большей степени помог Новороссии, — но, к сожалению, гарантировать это невозможно.
В стратегической же перспективе мне представляется полезным, что ведущие европейские политики получили очень наглядное доказательство факта, весьма неприятного для них и поэтому старательно выталкиваемого из сознания: Соединённые Государства Америки даже не пытаются считаться с Европой, а, напротив, действуют в противовес Европе. Думаю, это в какой-то мере поспособствует восстановлению конструктивного взаимодействия ЕС и РФ, ибо такое взаимодействие способно в конечном счёте передавить влияние СГА.
Но, как я не раз говорил, даже стратегически выигрышная позиция может быть проиграна из-за неожиданного тактического хода. Поэтому очень надеюсь, что кроме стратегических бесед Путина с Меркель и Олландом и доказательств американского противодействия Европейскому союзу Российская Федерация предприняла и какие-то достаточно серьёзные и полезные тактические шаги.