Давным-давно, когда земля была еще плоской, в Армении люди верили во всесильность природы, боялись стихий и создавали богов по образу своему. Но могущество языческих божеств таяло по мере того, как человек шел вперед, и время их безвозвратно ушло, канув в пучину истории. Остались лишь мифы и легенды, связанные с грозными силами природы. И вода была среди них началом начал, источником жизни и любви.
Ожерелье Шамирам
Множество легенд связано с тремя большими озерами Великой Армении — Севаном, Урмией и Ваном. Одна из самых красивых — о царице Ассирии Шамирам (Семирамида). Она была своенравной женщиной и, убив своего мужа, царя Нина, стала единоличной владычицей страны — редчайшее явление на Древнем Востоке. По одной из версий, именно для нее вавилонский правитель Навуходоносор II построил висячие сады — одно из семи чудес света. Но было нечто, ради чего Шамирам готова была отказаться от своего престола. Она страстно полюбила Ара Прекрасного, царя Армении. Ассирийские послы передали ему символы власти — корону, скипетр и меч — вместе со словами Шамирам: «Приди, владей мною и моей страной». Надев свое самое дорогое ожерелье из семи рядов розовых жемчужин, которое, по слухам, обладало волшебной силой, Шамирам уже готовилась к встрече с царем, но получила унизительный отказ. Разъяренная царица пошла войной на Армению, приказав своим командирам взять обидчика живым. Но, к ее ужасу, Ара Прекрасный погиб в битве. Убитая горем, Шамирам вернулась в Ассирию, но там ее ждали предатели, за время ее отсутствия свергшие ее с престола. Она бежала обратно в Армению. У озера Ван, где она остановилась, чтобы отдохнуть, ее настигли преследователи. И, чтобы не попасть в руки врагам, Шамирам сорвала с шеи свое чудесное ожерелье и бросила в воды Вана. Вода поглотила жизненную силу царицы, и она превратилась в каменное изваяние. С тех самых пор вода озера обладает живительной силой, а жители города Ван поют песню о царице, которая отдала свою жизнь воде.
Вода любви
Богиней воды в языческой Армении была Астхик, дочь богини-праматери Анаит. Она была возлюбленной бога огня Ваагна, и храм ее в Аштишате армяне называли комнатой Ваагна. Огненный бог приходил сюда, чтобы встретиться со своей любимой, и от слияния огня и воды шел благодатный дождь.
Своей красотой невеста огня превосходила женщин на земле и на небе, об этом знали все юноши. Они также знали, что каждую ночь, когда садилось солнце и земля покрывалась черным саваном, Астхик ходила к реке Евфрат, чтобы искупаться в священной воде. Плененные рассказами о красоте богини, юноши разжигали на окрестных скалах костры, чтобы при их свете увидеть прекрасную Астхик. Но богиня окружала себя туманной завесой, непроницаемой для любопытных взоров.
С Астхик связан один из самых любимых армянских праздников — Вардавар. По одной из версий, его название восходит к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». Почему же праздник воды назвали именем розы? Свет на это проливает легенда о том, как злой повелитель подземного царства Яхван похитил Астхик. Яхвана изгнали с неба за клевету на Ваагна, и он навсегда затаил в душе обиду, постоянно ища повода отомстить. Узнав о прекрасной возлюбленной бога огня, он похитил ее и запер под землей. И тогда исчезла любовь из сердец людей, и воцарилась тьма. Но бесстрашный Ваагн нашел логово Яхвана, сразил его и освободил любимую. Вернувшись на землю, Астхик стала дарить людям розы, окроплять их розовой водой, и любовь возродилась. С тех пор каждое лето, когда расцветали розы, армяне приносили их в храм Астхик и обливали друг друга водой. И никто не обижался, потому что эта вода была воплощением любви.
На земле и на небесах
В более поздних легендах вместе с Астхик встречается имя еще одной женщины, связанной с водной стихией, — Цовинар. Оно происходит от слова «цов» — «море» и означает «морская». В эпосе «Сасна Црер» рассказывается о дочери царя Гагика, прекрасной Цовинар, ради руки которой халиф вражеского Багдада обещал прекратить нашествия на Армению. Чтобы спасти свой народ от чужеземного ига, Цовинар согласилась стать его женой, но поставила условие: халиф целый год не должен был прикасаться к ней, она не хотела, чтобы сыновья ее были зачаты от иноверца. Выпив две пригоршни воды из волшебного источника, она забеременела близнецами — Санасаром и Багдасаром. Халиф возненавидел братьев и много раз пытался их убить, но царице удалось защитить детей. Санасар и Багдасар выросли могучими богатырями, они убили халифа и вернулись вместе с матерью в армянские земли. История Цовинар перекликается с древнегреческим мифом о Ливии, дочери Эпафа и Мемфиды, которая родила от повелителя морей Посейдона близнецов — Бела, будущего царя Египта, и Агенора, царя финикийского Тира.
По иным преданиям, Цовинар была вовсе не земной женщиной, а капризной повелительницей бури. Играя в облаках, она меняла погоду по настроению, посылая на землю то живительный дождь, то разрушительный град. Каждый год во время засухи дети изготавливали куклу Нури, олицетворявшую Цовинар, и носили ее из дома в дом по всей деревне, распевая ритуальные песни, в которых просили ее убедить богиню послать им дождь, чтобы осенью был богатый урожай.
Убить дракона
Во время грозы, устраиваемой Цовинар, приходили в волнение другие мифические существа. Так, вишапы (драконы), живущие в небе, менялись местами с вишапами, живущими в озерах и горах, и от взмаха их крыльев разыгрывалась свирепая буря. Во времена раннего язычества создания эти считались стражниками воды. Менгиры — вертикальные каменные глыбы с изображением вишапа — устанавливали у всех источников. Считалось, что в случае опасности они оживали и защищали воду. Однако с течением времени образ дракона-стражника в сознании армян трансформировался в образ чудовища, которое пробирается к источнику под землей и выпивает всю воду. И, только когда крестьяне приносили ему в жертву девушек, вишап открывал пасть, вода вытекала из нее, и люди могли орошать землю. Но так продолжалось недолго. На помощь людям стал приходить бесстрашный бог Ваагн, который побеждал драконов в схватке. За это прозвали его вишапаках — вишапоборец. И еще долгое время, когда на озере Ван случались страшные штормы, люди говорили, что это Ваагн вступил в схватку с вишапом.