unnamedКогда я возвращался домой в Сирию, мои ассирийские друзья всегда завидовали тому, что у меня есть Родина, которая всегда ждет моего возвращения. Несмотря на то, что в древние времена Ассирия были могущественным государством, сегодня у ассирийцев нет своей страны или земли, которую они могли бы назвать родным домом, тем, который бы полностью принадлежал им. Я часто не понимал, почему я хочу жить в Армении. Я знал только, что я - армянин, а, значит, должен вернуться домой.

Я родился в Аль-Хасеке в восточной Сирии. Город находится в 100 км от  Дейр-эз-Зора, который известен проживающей там армянской диаспорой еще со времен окончания армянского Геноцида. В 1991 году мы переехали в Алеппо, чтобы получить там армянское образование, и с того времени я начал размышлять: почему же мы, будучи армянами, живем среди людей другой культуры и национальности, а не в нашей стране?

Помню, когда я был в детском саду, воспитательница показывала нам армянский флаг, обьясняла, где находится Армения и какое значение она для нас имеет. Думаю, это и стало той отправной точкой, когда я начал понимать, что Сирия не была тем местом, которому я принадлежал, а моим предназначением была Армения.

В 2007 году преподаватель живописи посоветовал мне совершить в Армению не туристическую поездку, а в рамках программы. После долгих поисков я нашел Birthright Armenia. Я сразу подал заявку и был принят для участия в сентябре 2008 года.

В 2011 году я участвовал в другой программе под названием Land and Culture Organization, где мы занимались раскопками в регионе Ширак, известном как эпицентр землетрясения, которое произошло 7 декабря 1988 года. В ходе раскопок было обнаружено, что средневековая церковь на самом деле была языческим храмом, недалеко от которого разводился сакральный огонь и где был найден надгробный камень с надписью на арамейском. Я раскопал пять таких самостоятельно. В ходе раскопок мы обнаружили семьи, погребенные вместе. Согласно исследованиям археологов, в XII или XIII веке в этом регионе распространилась эпидемия неизвестной болезни.

В Армении я провел 20 дней и вернулся в Сирию, чтобы продолжить обучение. Чуть позже, в июле 2012-го я переехал в Армению, в то время как в Сирии начались восстания.

Я - армянин, выросший в Сирии. Нелегко было сохранить армянскую идентичность в стране, переполненной людьми разных национальностей — курдами, арабами и турками. Сперва мотивацией приехать в Армению для меня послужило искусство. После двух лет пребывания в Армении, изначально по программе Birthright, я начал понимать, что искусство было моей страстью, однако мне хотелось чего-то другого. Тогда я начал интересоваться историей. Стимулом для этого явился тот факт, что я являюсь потомком царской династии Ршдуни/Рштуни и на меня возложена большая ответственность. В основном наша армянская диаспора не была знакома с фамилией Ршдуни/Рштуни. Еще в школе, когда я представлялся, меня просили назвать мою армянскую фамилию. Многие не были знакомы с армянской историей, в которой и говорится, почему Ршдуни/Рштуни  — армянская фамилия, и почему я — армянин. История моих потомков берет свое начало еще в III веке. Мой предок, Манаджир Ршдуни/Рштуни, жил в Васпуракане (на острове Ахтамар).

В 1895 году, во время гамидийской резни, предки моего отца были вынуждены покинуть Сасун и перебраться в Тигранакерт.  Этот период времени они пережили в курдских деревнях. Семейство Ршдуни/Рштуни в то время было довольно большим, и папина бабушка собрала всех детей вместе, чтобы суметь выжить. Они прожили вместе с курдами три года. Граница Сирии становилась ближе к пустныне. В 1921 году французы захватили Сирию.

Будучи христианами, они могли беспрепятственно бежать в пустыню и жить там. В то время в этой местности было всего два дома, однако с течением времени пустыня постепенно превращалась в город Аль-Хасеке, который стал домом для миллиона человек. Город был основан пятью армянскими и двумя-тремя арабскими семьями.

Я теперь живу на Родине и счастлив, что начал строить здесь свою жизнь. За два года я сделал карьеру, завел друзей и смог продолжить обучение здесь. Армения одарила меня ценным подарком, который я не мог получить больше нигде – верой в себя. Я работаю руководителем проекта по международным финансовым рынкам. Мы приглашаем людей принять участие в бесплатных курсах по обучению и подготовке специалистов по международным рынкам, в то же время, мы готовим и отдельных предпринимателей, которые могут получить дополнительный заработок, одновременно обучаясь или работая где-либо еще.

До перезда в Армению я хорошо осознавал, что Армения не была раем небесным. Я был достаточно взрослым и хорошо информированным, и предвидел проблемы, с которыми мог столкнуться. Есть много фактов, которые меня, любителя истории, заставляют с гордостью называть себя армянином. В основном это первое армянское государство Хайаса, а позже - государство Урарту. Оглядываясь на богатую историю прошлых побед, мы не должны испытывать ностальгию. Мы должны продолжать двигаться вперед, если хотим вернуться на прежные успешные позиции. Что нам мешает, так это негативное отношение людей к Родине. Мы должны быть горды тем, что имеем и, более того, тем, что ждет нас впереди.

Недавно я заметил, что когда люди приезжают или переезжают в Армению, они не воспринимают ее такой, какая она есть, а пытаются переделать ее во что-то другое: в Америку или Европу, например. Армения будет развиваться только тогда, когда люди будут действовать как единое целое; они должны иметь широкие взгляды, поддерживать свои собственные интересы и учиться у других стран.

За эти два года я превратился в более терпимого Саркиса: стал относиться с большим пониманием к другим, даже к членам своей семьи, меньше осуждать и лучше разбираться. Я стал более расслабленной версией себя. Когда живешь в одиночестве, доверяешь себе больше, и усиливается чувство эмпатии, потому что понимаешь и разделяешь трудности и борьбу с ними вместе с другими людьми.

У нас здесь нет выходных; в Сирии никто не работал по выходным, везде все было закрыто. Но здесь у людей свой распорядок дня. Немного трудно найти свободное время за исключением выходных, но мы с друзьями всегда выбираемся в деревни в Ванадзоре, Гюмри или даже Эчмиадзине. Уезжать из Еревана по выходным важно, потому что это дает возможность пообщаться с новыми людьми и испытать что-то другое, отличное от городской жизни.

Скучаю ли я по Алеппо? Конечно: по еде и городу Аль-Хасеке, где я родился. Но это только чувство. Не уверен, смог бы я пробыть там более двух недель, хотя и прошло много времени с тех пор, как я был в Сирии. Глубокое чувство ностальгии по Еревану было невозможно игнорировать.Когда я поехал в Бейрут на месяц, в последнюю неделю у меня уже изнывало сердце: я скучал по всему в Ереване, от воздуха до запаха. С моей Арменией меня связывают тесные узы.

У меня есть много друзей, которые хотели бы переехать сюда. Если вы считаете себя армянами и чувствуете, как в ваших венах пульсирует армянская кровь, то стоит попробовать. Вы многое здесь потеряете, но и приобретете многое взамен. Самое главное, что у вас будет возможность узнать себя: свое подлинное Я. Армении нужны люди, чтобы жить и работать в ее городах и селах, чтобы сохранить страну независимой, а не превратить ее в нечто иное. Если вы считаете себя армянином и ваш конечный пункт назначения - Армения, то добро пожаловать домой. Дом ждет вашего возвращения.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.