Границы Армении и Грузии в скором времени могут стать линией соприкосновения двух конкурентных экономических блоков
Подписание Грузией наряду с Молдавией и Украиной Ассоциативного соглашения с ЕС вызвало ряд вопросов по перспективам сотрудничества между Тбилиси и Ереваном, поскольку Армения самоопределилась в сторону евразийской интеграции. «Развод» двух соседей – Армении и Грузии, по разным экономическим блокам, по мнению экспертов и политиков, может создать проблемы для их бесперебойной региональной кооперации. Ликование Грузии от европейских объятий и евразийские надежды Армении в конечном счете могут столкнуться с проблемой региональной интеграции.
Мнения разделились
Часть экспертов склоняется к мнению, что Грузия в принципе может провалить евразийскую интеграцию Армении, поскольку у нее весьма сложные отношения с Россией, особенно после августовской войны 2008 года. Ситуация усугубляется также геополитическим клинчем России и Запада из-за украинского кризиса. Однако «по своим причинам», считают эксперты, Тбилиси не будет чинить препятствия на пути евразийской интеграции Армении. Получается, с одной стороны, регион «обогатился» новыми разделительными линиями. Границы Армении и Грузии в скором времени могу стать линей соприкосновения двух конкурентных экономических блоков – Европейского союза и ЕАЭС, что повышает вероятность столкновения интересов между странами.
Границы Армении и Грузии в скором времени могу стать линей соприкосновения двух конкурентных экономических блоков
В условиях блокады со стороны Турции и Азербайджана, а также отсутствия границы с Евразийским экономическим союзом, Грузия приобретает для Армении особую значимость, ибо она, можно сказать, является единственным выходом к рынку Евразийского экономического союза. С другой стороны, несмотря на интеграцию в разные блоки, Грузия и Армения, считают эксперты и политики, могут стимулировать взаимные инвестиции, предоставив друг другу доступы к масштабным рынкам ЕС и ЕАЭС.
В связи с этим возникает естественный вопрос: что же будет доминировать – целесообразность региональной кооперации или сложный геополитический контекст? Столкновение интересов или их сопоставление?
Грузия может, но не сделает
Замдиректора Института Кавказа, эксперт по Грузии Сергей Минасян считает, что в теории интеграция Грузии и Армении в разные экономические блоки может создать проблемы в отношениях соседних государств, но в интересах всех сторон – Тбилиси, Еревана, Москвы и Брюсселя — сглаживать их. «Возникновение проблем в отношениях Армении и Грузии после их окончательной интеграции в разные блоки теоретически возможно, но на практике возобладает здравый смысл. С целью пресечения потенциальных проблематичных моментов между Тбилиси и Ереваном состоялся недавний визит президента Армении Сержа Саргсяна в Грузию», – подчеркнул в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» эксперт, добавив, что для Грузии сохранение и развитие отношений с Арменией важно не только с токи зрения экономический целесообразности и регионального соседства.
«Для Грузии минимизация проблем в отношениях с Арменией на фоне ее вступления в Евразийский экономический союз важна также из-за российского фактора. Дело в том, что в Грузии, хотя бы на определенном общественном уровне существуют опасения насчет того, что в процессе имплементации Ассоциативного соглашения от Москвы можно ожидать каких-то телодвижений. С этой точки зрения и с учетом также фактора стратегического союзничества между Москвой и Ереваном, Грузия более чем заинтересована в минимизации проблем в отношениях с армянской стороной, чтобы не дать лишний повод третьей стороне (речь идет о России) вовлечься в процессы против грузинского государства», – заявил политолог.
Помимо региональной целесообразности, бесперебойная кооперация между Грузией и Арменией на данном этапе выгодна также Москве и Брюсселю. С учетом специфического географического положения Армении и ограниченности ее коммуникационного потенциала, по словам Минасяна, в Москве понимают важность наличия льготного таможенного и транспортного режима между Арменией и Грузией.
Москва и Брюссель обоюдно заинтересованы в бесперебойной кооперации между Грузией и Арменией?
Продолжение процесса унификации трех армяно-грузинских таможенных пограничных КПП — лишь дополнительное свидетельство сказанного. «Без обеспечения облегченного таможенного и коммуникационного режима между Арменией и Грузией участие Еревана в евразийском проекте лишается всякой политической и экономической целесообразности»,- сказал наш собеседник, добавив, что региональная интеграция Армении и Грузии исходит из интересов также Европейского союза. На его взгляд, облегченный формат экономического сотрудничества между ЕС и Арменией через «грузинский мост» важен для Брюсселя. Это позволит Еревану не оказаться всецело в орбите влияния Москвы, оставаясь при этом в политическом и экономическом пространстве ЕС. «И наличие льготного режима GSP+ (что позволяет Армении экспортировать на рынки ЕС более 6 тыс. наименований товаров по обнуленным или существенно заниженным таможенным пошлинам) торговли между Арменией и Евросоюзом лишь свидетельствует об этом», – заключил он.
Взаимные инвестиции вместо конфронтации
Интеграция Армении и Грузии в разные экономические блоки армянское руководство рассматривает с точки зрения возможности увеличения взаимных инвестиций. Об этом в частности во время визита в Тбилиси заявил президент Армении Серж Саргсян: «Я глубоко убежден, что Грузия, подписав Ассоциативное соглашение и став частью Договора о свободной торговле с ЕС, создает возможность для армянских бизнесменов, которые видят свое участие на европейском рынке, осуществлять инвестиции в Грузии и вижу обратное – после вступления Армении в Таможенный союз открывается перспектива грузинским бизнесменам для осуществления инвестиций в Армении, которые имеют или могут иметь рынок в Российской Федерации или в других странах Таможенного союза».
Разные экономические блоки, но взаимные инвестиции?
В свою очередь на днях в беседе с корреспондентом «Кавказской политики» министр экономики Армении Карен Чшмаритян заявил, что интеграция Еревана и Тбилиси в разные экономические блоки приведет не к столкновению интересов, а, наоборот, к увеличению взаимных инвестиций. По его словам, между Грузией и Арменией заключен договор о свободной торговле (несмотря на то, что Грузия вышла из состава СНГ, но она не отказалась от заключенных в рамках Содружества экономических соглашений – прим. автора), также как и со многими странами СНГ, что позволяет двум государствам, несмотря на их интеграцию в разные блоки, продолжать «эффективную экономическую кооперацию». «То есть договорная база для эффективного сотрудничества и стимулирования взаимных инвестиций между Грузией и Арменией существует», – подчеркнул министр, добавив, что Армения и Грузия, соответственно вступая в ЕАЭС и заключая Ассоциативного соглашения с ЕС, получают свободный доступ к огромными рынкам. «Рынки увеличиваются, что хороший стимул для взаимных инвестиций», – пояснил он, дав понять, что грузинские бизнесмены могут производить свои товары в Армении и поставить их беспрепятственно на рынки ЕАЭС, и наоборот — армянские предприниматели могут производить свои товары в Грузии, имея свободный доступ к рынкам ЕС.
Контуры реальности
В целом же вышеизложенные мысли пока являются всего лишь контурами вероятных сценариев развития ситуации. Окончательные выводы делать пока рано. Указанные сценарии еще находятся в зачаточном состоянии. Многое будет зависеть от складывающейся в ближайшем будущем политической ситуации. Армения еще не вступила в Евразийский экономический союз – процесс затягивается. Грузия подписала, но еще не ратифицировала Ассоциативное соглашение. Помимо этого, Европейский союз еще не определился с будущей политикой на постсоветском пространстве. Недавно прошли выборы в Европейский парламент, формируется новый состав Европейской комиссии, и только после этого будет вырабатываться ее “постсоветская политика”. Ситуация может проясниться осенью текущего года, когда и будут ясны перспективы вступления Армении в Евразийский экономический союз.