Денис Дворников: Если мы не создадим образ цивилизованного будущего для Азербайджана, то этого никто не сделает.
Вопрос вполне насущный для всех цивилизованных государств, судьба которых, так или иначе, связана с Азербайджаном, хотя бы географически. Россия, Грузия, и конечно Армения испытывают на себе много сильных эмоций от соседства с этим удивительным постсоветским государством - пожалуй, самым неспокойным и экзотичным из всех осколков бывшего СССР.
В последние дни интернет буквально бурлит смачными комментариями по поводу выступления Ильхама Алиева на сессии ПАСЕ в Страсбурге. Все публикации примерно одинаково живописуют поведение азербайджанского лидера. Не буду повторять чужих эпитетов, а лишь задам вопрос: господа, а что вы ожидали? Неужели кто-то прогнозировал миролюбивый спич на тему «Покой и благодать в Закавказье»?
Даже если предположить, что Алиев хочет отказаться от милитаристской риторики (а он по имеющейся информации, давно мечтает об этом), то сегодня у действующего президента Азербайджана нет никаких шансов безболезненно сменить тон выступлений и трансформировать идеологию. Просто потому, что целое поколение выросло в ненависти и с самого детства воспринимало искаженную реальность. И теперь уже не Алиев будоражит массы воинственными лозунгами, а сами массы резонируют и удерживают своего президента в режиме агрессивного поведения. Все это превращает Азербайджан в еще более беспокойного и непредсказуемого соседа сразу для трех христианских государств. Государств, которым рано или поздно придется решать, что делать с Азербайджанской республикой. Ведь невозможно взять и перенести целую страну куда-нибудь подальше – в Латинскую Америку или Австралию. И чем раньше начнется конструктивная дискуссия, тем лучше для всех, включая самих азербайджанцев.
Для начала нужно определить, какой Азербайджан нам нужен. Проще говоря, если мы не создадим образ цивилизованного будущего для Азербайджана, то этого никто не сделает. Именно так действовали западные страны, стараясь влиять на Советский Союз и призывая его к демилитаризации. Именно так сегодня продолжают работать европейские институты, предлагая оппонентам образ будущего, отличный от политики агрессивных режимов. И на этом поприще существует много историй успеха.
Наиболее приемлемой формой будущего существования Азербайджана станет превращение этого государства в преимущественно аграрную республику, где главные идеологические и образовательные институты какое-то время будут находиться под внешним гуманитарным управлением. Это можно осуществить в рамках программ поддержки образования сельских районов, а также путем существенного изменения информационной политики. Особое внимание необходимо уделить детям, которым нужно дать шанс на получение реальной картины мира, свободной от бессмысленной агрессии. Дети должны мечтать о путешествиях и расти в атмосфере мира. Этому могли бы способствовать специальные программы поездок и семейного отдыха. Одобрение и стимулы должны получать проекты по организации массовых стажировок для низшего и среднего звена государственных служащих, а также студентов журналистских и других гуманитарных факультетов.
Главным инструментом по реализации такого комплекса программ должна стать сеть НКО. При этом организации-операторы должны быть максимально свободны от существующих негативных шлейфов и конфликтов. Предпочтение должно отдаваться новым подходам, новым программам, более совершенной идеологии и, конечно, новым лицам.
Магистральная задача – гуманизация режима через постепенную эволюционную трансформацию массового сознания. Она вполне может быть выполнена за 12-15 лет при условии объединения усилий и грамотного управления.
Важный вопрос - на кого можно опираться внутри Азербайджана. В любой стране наиболее добросовестной и традиционной частью населения является крестьянство. Официальная статистика сообщает, что в аграрном секторе Азербайджана задействовано почти 40% населения. Значительная часть этих людей –работяги, далекие от нефтяных доходов. Как правило, их труд эксплуатируется осевшими в России и других странах земляками-перекупщиками. Глубокое понимание того, что работа в полях и фруктовых садах гораздо лучше любой войны – это важный потенциальный идеологический стержень.
Интонации последних международных выступлений Алиева не оставляют сомнений в том, что существующая доктрина агрессии крайне уязвима. Задача добросовестных соседей – помочь избавиться от устаревших идеологических оков.