В годы моего детства у моих родителей был друг, который был крайне негативно настроен против советских властей (отец был жертвой сталинских репрессий), и эти его чувства отражались прежде всего в спортивных предпочтениях.
В частности, во время международных футбольных и хоккейных игр он болел за любую команду, выступавшую против русских.
Советский футбол не был столь уж впечатляющим, но хоккей был одним из лучших в мире, и ненависть этого человека была главным образом сосредоточена именно на сборной по хоккею: он безмерно радовался, когда побеждали основные соперники «русских» – чехи, отношения с которыми стали особенно напряженными после событий 1968 года, когда советские танки протянули свою «братскую руку» народам Чехословакии. Мне эти чувства казались странными, не только по той причине, что тогда это была одна общая страна, и, в частности, в советской сборной по футболу играли также и армянские спортсмены. Главная причина была в том, что я не понимал, как можно болеть против кого-то, и хотеть, чтобы эта команда проиграла в любом случае, независимо от того, кто ее соперник.
В прошлую ночь, когда на чемпионате мира играла сборная России, я поймал себя на том, что во мне проснулось это негативное, деструктивное, абсурдное чувство. Понятно, что у меня нет каких-то особых симпатий к Алжиру, но я обрадовался, когда сборная этой страны забила ответный гол, и несмотря на то, что мой рабочий день уже длился почти 19 часов, я дождался конца игры, чтобы убедиться, что Россия не выйдет в 1/8 финала.
Футболисты, конечно, не виноваты, среди них есть прекрасные игроки, мастера международного класса. У меня нет негативных чувств и в отношении России и ее народа. Мой гнев связан с 3-им сентябрем, когда Кремль, пользуясь слабостью нашей власти, расстроил планы Армении на пути, по которому сегодня окончательно пошли наши товарищи по несчастью, теперь уже бывшие товарищи по несчастью – Грузия, Молдова и Украина. Естественно, всевозможные блага им на головы не посыплются, эти страны ждет сложная и полная лишений дорога. Вместо этого для меня очевидно, что для нас, жителей Армении, это единственно правильный путь..
России, естественно, наше членство в Таможенном и в Евразийском экономическом союзе не нужно. Третье сентября, как справедливо отмечают политологи, «было адресовано» не нам, а Украине. Она, однако, ценой больших жертв выстояла. Мы – нет. Нам остается утешаться неудачами России в футболе.