Владимир Путин 24 июня обратился к верхней палате российского парламента с просьбой отменить решение об использовании вооруженных сил России на украинской территории. Этот шаг президента РФ стал одним из самых обсуждаемых событий. При его оценке неизбежно обращение к предыдущей путинской инициативе, предложенной 1 марта нынешнего года. Тогда глава государства поднял вопрос о возможности
За время, прошедшее с момента поддержки путинской инициативы об использовании российской армии на Украине до запроса о необходимости ее пересмотра произошло столько событий, что их с лихвой хватило бы на многие годы. По своим последствиям они выходят далеко за рамки
Но международное право, которое в его нынешнем виде было установлено
В итоге самоопределение бывшей союзной югославской республики было интерпретировано не как реализация проекта сецессии, а как создание нового государства на развалинах старого, так как центральные институты Югославии якобы уже перестали функционировать. И тут уместен вопрос: а функционируют ли сегодня в полном объеме центральные власти единой Украины? Не слишком широко сегодня дискутируется и появление на карте мира самостоятельной Словакии и Чехии без всенародного волеизъявления, равно как и старт процесса международной легитимации Косово без аналогичных процедур.
|
|
Как бы то ни было, а после присоединения Крымского полуострова к России постсоветское пространство в его прежнем виде перестало существовать. СНГ, как инструмент "цивилизованного развода" более не действует. Просто потому, что два создателя этого Содружества – Украина и Россия – находятся сегодня в, мягко говоря, сложных отношениях друг с другом. И с первого дня украинского кризиса
Армения заявила об актуальности крымского референдума для определения будущего Нагорного Карабаха. Азербайджан, Грузия и Молдова вновь поставили вопрос о восстановлении территориальной целостности. При этом Тбилиси и Кишинев использовали ситуацию на Украине для ускорения процесса подписания договора об Ассоциации с ЕС. Жупел "российской угрозы" оказался эффективным инструментом для продвижения на этом направлении. Без украинского кризиса процедура подписания соответствующих документов возможно потребовала бы большего времени. Но хотя официальный Баку поддержал Киев, как партнера по "альтернативным" энергетическим проектам, опасения по поводу "импорта Майдана" заставили азербайджанские власти усилить давление на оппозицию и правозащитников. И заодно протестировать Запад на предмет его "толерантности" по отношению к отступлению его энергетического партнера от стандартов демократии и прав человека.
На место СНГ приходят новые интеграционные проекты. Один из них, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был объявлен
При этом, осуществив присоединение Крыма, Москва быстро осознала, что "клонирование" этого опыта в других территориях Украины невозможно. И не только потому, что страшны санкции Запада, а тотальный разрыв отношений с теми же
Но самое главное – не внешнеполитический контекст, а внутренние украинские резоны. В отличие от Крыма на Донбассе и в других южных и восточных регионах Украины намного более разнообразная гамма политических оценок. Здесь далеко не все готовы к смене государственной юрисдикции даже при наличии претензий к Киеву и его политике. В этом плане показательна судьба Харьковской народной республики и неудачных попыток "русской весны" в Одесской, Херсонской и Запорожской областей. Да и ряд районов Донецкой области в день референдума о поддержке ДНР проводили собственный плебисцит о присоединении к Днепропетровской области, ставшей своеобразным плацдармом Киева для установления контроля над Донбассом и Луганщиной.
Даже если мы посмотрим на формирование Донецкой и Луганской народных республик, то увидим отсутствие единой вертикали, единых целей и задач, единых идеологических установок. В этой ситуации копирование крымского опыта не представлялось возможным. Тем паче, что в Киеве немало сторонников втягивания Москвы в открытый вооруженный конфликт с Украиной.
|
|
Глубоко неправ тот, кто считает июньскую инициативу Путина
Но в июне сами представители новой украинской власти проявили готовность пришпорить коней. Порошенко, став президентом, попытался ускорить проведение антитеррористической операции, чтобы продемонстрировать свою эффективность, как нового национального лидера, противопоставив себя своим предшественникам из "временного правительства". Но, столкнувшись с невозможностью реализации сценария блицкрига, он, вероятно, осознал, что без обсуждения (хотя бы в ограниченном формате) военно-политических вопросов с теми, кто имеет реальную силу на юге и востоке Украины, невозможно.
Конечно, готовность к разговору с представителями
Украинский кризис не является исключительно двусторонним делом Киева и Москвы (в этом случае многие вещи было бы проще решать). И из инициативы Путина западные партнеры России могут сделать прямо противоположные выводы. Они могут поддержать их и включиться в разрешение конфликта и в последующее обсуждение украинских перспектив вместе с Москвой. Но они же могут воспринять обращение президента РФ, как проявление слабости со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не исключено поэтому, что мирная передышка не станет необратимым движением к миру. И всем сторонам еще не раз придется пройти несколько кругов противоборства, чтобы осознать, что "игра с нулевой суммой" не может быть приемлемой опцией.


