27 июня 2014 г. Грузия собирается подписать Ассоциированное соглашение с Европейским Союзом. Как отметил по итогам телефонного разговора с замглавы МИД РФ Григорием Карасиным спецпредставитель грузинского премьера по урегулированию отношений с РФ Зураб Абашидзе за несколько дней до официальной церемонии, «27-го мы мирно и спокойно подпишем Соглашение об ассоциации с ЕС, Россия на данном этапе не препятствует этому». Это дает надежду грузинским политикам на то, что Грузии удастся «проскочить» процесс заключения Ассоциированного соглашения с ЕС без серьезных последствий и негативной реакции со стороны Москвы. С другой стороны, это абсолютно не означает, что все проблемы Грузии в этом направлении уже позади.

И дело не только в возможных экономических последствиях. Многие проблемы и вызовы, стоящие перед Грузией и ее гражданами с момента восстановления страной независимости, никуда не исчезнут. Однако в новых условиях они могут или получить новое звучание и остроту, или же наоборот - новые стимулы и ресурсы для их урегулирования и нормализации.

Одной из таких является проблема интеграции проживающих в Грузии этнических меньшинств, защита и реализация их прав в различных сферах жизни (как полноправных граждан страны), нормализация социально-экономической и общественно-политической ситуации и развития процессов демократизации в местах их компактного проживания. В частности, это касается преимущественно армянонаселенного Самцхе-Джавахети – административно-территориального региона страны, на самой юго-восточной границе Грузии, прилегающей к Армении и Турции.

Общее смягчение политической атмосферы в масштабах всей Грузии после смены власти осенью 2012 г. положительно сказалось на ситуации в армянонаселенном регионе этой страны - Самцхе-Джавахети. Стала заметной положительная динамика в вопросах с религиозной свободой и возможностью представителей этнических меньшинств страны активнее участвовать в общественно-политических процессах в стране. Однако примерно к середине 2013 г. вновь стали заметны признаки возврата грузинских властей к некоторым методам деятельности прежнего режима Михаила Саакашвили, в том числе с большим влиянием спецслужб на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь Джавахети почти на всех уровнях.

Впрочем, надо также признать, что международное сообщество, например, Совет Европы, время от времени подвергали умеренной критике действия грузинских властей, вступающие в нарушение с обязательствами этой страны по защите прав этнических меньшинств. Свою роль играли также США, заинтересованные в сохранении стабильности в этом регионе и ликвидации противоречий и проблем в отношениях между официальными Ереваном и Тбилиси, а также лоббистские организации армянской общины Соединенных Штатов и структуры армянской традиционной партии «Дашнакцутюн» (активно действующей в Диаспоре, в том числе в США).

Наряду с этим, у армянской общественности этого региона сохраняются некоторые (возможно, пока еще несколько преувеличенные) надежды на то, что процесс большей интеграции Грузии в европейское политическое, экономическое и правовое поле в долгосрочной (возможно даже – в среднесрочной) перспективе неизбежно, рано или поздно, заставит грузинские власти начать практическое выполнение своих международно-правовых обязательств в сфере защиты прав этнических меньшинств, в соответствии с имеющийся европейской практикой и политико-правовыми стандартами и обязательствами Грузии в рамках Совета Европы, ОБСЕ, ЕС и т.д. Это могло бы решить самые насущные проблемы армянского населения Джавахети, как минимум в языковой и социально-экономической сферах. В первую очередь, в рамках намеченного на 27 июня подписания Ассоциированного соглашения Грузии с ЕС, формирующего новый формат отношений страны с европейскими структурами.

В тоже время в практическом поле положительных изменений особо пока не заметно, к примеру, в столь чувствительном вопросе развития демократических процессов на уровне органов местного самоуправления. В феврале 2014 г. в Грузии был принят новый Кодекс местного самоуправлении, на основе которого состоялись новые выборы органов самоуправления. Согласно этому закону, только в городах, имеющих статус самоуправляющихся, должны были избираться мэры путем прямых выборов. В Самцхе-Джавахети таким городом стал только центр губернии, город Ахалцихе, тогда как населенный преимущественно армянами второй по значимости город этой административно-территориальной единицы, и одновременно – районный цент Ахалкалаки был исключен из списков такого рода городов (хотя первоначально и был предложен авторами законопроекта).

Новый Кодекс местного самоуправления создавал расширенные рамки для деятельности и формирования власти на местах, а также теоретически мог снизить вовлечение силовых структур и спецслужб в политические процессы в регионе Самцхе-Джавахети, ставшее порочной практикой еще в период правления М.Саакашвили. Однако выборы в органы местного самоуправления в Грузии 15 июня 2014 г. показали, что в Джавахке по степени демократичности и свободы они серьезно уступили выборам в других регионах Грузии.

Напомним, что результаты выборов оказались достаточно неприятными для правящего блока «Грузинская мечта» (ГМ), символизируя устойчивость оппозиционного поля, в первую очередь из числа соратников бывшего президента М.Саакашивили и его партии Единое национальное движение (ЕНД). Общегрузинские выборы продемонстрировали также ослабление электоральной поддержки «Грузинской мечты» со стороны населения страны, при достаточно улучшившимся уровнем их организации, в том числе использования административного контроля и вовлечения силовых структур страны в процесс подготовки и проведения выборов органов местного самоуправления.

На выборах мэра Тбилиси кандидат от ГМ Давид Нармания не смог набрать свыше 50% голосов, и в столице был назначен второй тур выборов, также как и в 7 из остальных 11 самоуправляющихся городов Грузии. При этом по результатам местных выборов 15 июня 2014 г. в масштабах всей Грузии правящая коалиция ГМ набрала 50,81%, ЕНД - 22,4%, политической блок бывшей спикера парламента «Нино Бурджанадзе - Единая оппозиция» - 10,24% и партия «Альянс патриотов Грузии» - всего 4,72% голосов.

Выборы выявили, что на фоне развития избирательных стандартов в Грузии в регионах компактного проживания этнических меньшинств население фактически все еще лишено в полной мере возможности реализовать свое конституционное право на свободу выбора. На муниципальных выборах в ключевом районом центре Джавахети – городе Ахалкалаки правящая партия «Грузинская мечта» получила 48,8% голосов избирателей, ЕНД - 7,3%, а общегрузинский блок «Непарламентская оппозиция», выдвинувший в Ахалкалаки своим кандидатом на пост руководителя района Арташеса Паланджяна, даже согласно официальным данным, набрал свыше 27% голосов.

В отличие от Тбилиси и многих других регионов Грузии, выборы в двух наиболее плотно заселенных армянонаселенных районов Самцхе-Джавахети (Ахалкалакском и Ниноцминдовском), фактически прошли под контролем грузинских спецслужб, с большими нарушениями и фальсификациями. К примеру, только количество признанных недействительными бюллетеней в одном лишь Ахалкалакском районе было сравнимо с количеством таковых в масштабах всей Грузии, что фактически составляло порядка 5-6% голосов в данном избирательном округе.

При этом надо отметить, что проведение местных выборов в трех-четырех соседних районах той же административно-территориальной единицы Самцхе-Джавахети, где преобладает грузинское население, в процессуальном плане прошло в более открытой атмосфере, чем в указанных армянонаселенных районах. При этом в некоторых участках в Ахалцихе, с учетом обнаруженных нарушений, было принято даже решение о проведении повторных выборов. Тогда как в Ахалкалакском районе, в результате обжалования результатов выборов со стороны оппозиции по выявленным нарушениям всего лишь несколько председателей и секретарей избирательных участков были принуждены к выплате штрафов и зафиксированы мелкие нарушения, но без объявления выборов в самом избирательном округе недействительными. Хотя оппозиционные политические силы Джавахети собираются обжаловать решения местного суда в вышестоящих судебных инстанциях Грузии, тем не менее, представляется сомнительным, что им удастся достигнут желаемого результата.

Посетивший после выборов Ахалкалаки лидер общегрузинского блока «Непарламентская оппозиция» Каха Кукава заявил, что от фальсификации выборов страдает государственность самой Грузии. По его словам, когда на выборы идут 5 тыс. человек и желают избрать своего окружного руководителя (гамгебели), а им не разрешают этого сделать, тогда ясно, кто на самом деле сеет в регионе сепаратистские настроения. Указанные настроения рождаются тогда, когда люди думают, что все плохо для них, не ощущают себя полноценными гражданами, и государство настроено против них, добавив, что неисправление ситуации в Ахалкалаки посредством обжалования итогов выборов станет «самым большим упущением для грузинского государства».

В свою очередь, соратник Кукавы, основной кандидат от оппозиционной движения на пост главы Ахалкалакского района Арташес Паланджян, получивший, даже по официальным данным, практически треть голосов избирателей, в интервью агентству Регнум заявил, что результаты голосования в округе были сюрпризом для властей, которые во время избирательной кампании что-то противопоставить действиям оппозиционного движения «Внепарламентская оппозиция», однако ничего не добившись, решили сфальсифицировать итоги голосования. Соответственно, как отмечает А.Паланджян, в настоящее время все разговоры о проведении в Джавахке демократических выборов органов местного самоуправления не соответствуют действительности, фактически они прошли под диктовку силовых структур, которые в свое время подчинялись только Саакашвили, а теперь ориентируются на правительство соратников бывшего премьер-министра Б.Иванишвили из «Грузинской мечты».

Фактически, можно утверждать, что муниципальные выборы 15 июня 2014 г. в Грузии выявили, что на фоне действительно реального успеха развития демократических и избирательных стандартов в Грузии, в регионах компактного проживания этнических меньшинств, например в Джавахети или Квемо-Картли, люди фактически были лишены возможности полноценно реализовать свое конституционное право на свободу выбора, т.к. в отличие от Тбилиси и многих других регионов Грузии, выборы там проходили под явным контролем спецслужб. К сожалению, это порочная практика, внедренная еще при Саакашвили, продолжается на фоне действительно демократических тенденций в других региона страны в Джавахети при новых властях Грузии, пришедших к власти после парламентских выборов 2012 г.

Таким образом, несмотря на особые ожидания, связанные у всех слоев населения страны с подписанием Грузией Ассоциированного соглашения с ЕС 27 июня, многие проблемы этнических меньшинств, в том числе в регионе Самцхе-Джавахети, по всей видимости, вряд в скором будущем найдут свое положительное решение. Однако хотелось бы надеяться, что в новых политических и правовых условиях они, по крайней мере, не ухудшатся и даже наоборот – получат новые стимулы, а также политико-правовые механизмы по улучшению ситуации.

Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа, Ереван, Республика Армения

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.