Безопасность армянских общин диаспоры в целом состоит из двух составляющих: физической и духовной. Физическая составляющая сводится к выживанию армянских общин, а духовная – к сохранению их национального облика. Перед армянскими общинами диаспоры в плане физической и духовной безопасности стоят в основном четыре вызова: потеря составляющих национальной идентичности, смешанные браки, угрозы выживанию и эмиграция.
1. Потеря составляющих национальной идентичности относится к постепенному угасанию армянского языка, культуры, исторической памяти и пр. среди представителей армянской диаспоры. Проживая в чуждой среде, они интегрируются в эти общества и волей-неволей подвергаются их социально-культурному влиянию. А скудная сфера практического применения родного языка и других составляющих национальной идентичности лишают обосновавшихся за рубежом армян стимула учиться и сохранять их. В результате из поколения в поколение у армян диаспоры снижается уровень владения армянским языком, знания национальной культуры, обладания исторической памятью и т.д., что является серьезной угрозой для зарубежного армянства, так как «… этносы психологически слабеют и постепенно исчезают, когда слабеют и постепенно исчезает целостность этих показателей, носителем которых является этнос как уникальная социально-психологическая система»1.
2. Смешанные браки, с одной стороны, будучи показателем интегрированности армян диаспоры в общества стран проживания, с другой – способствуют усугублению искажения армянской идентичности. В смешанных семьях новое поколение в еще большей степени и более непосредственно подвергается чуждому социально-культурному влиянию. Если в армянских семьях новое поколение только внешне (т.е. со стороны общественной среды) подвергается чуждому социально-культурному влиянию, то в смешанных семьях это влияние ощущается уже изнутри, в семье.
3. Угрозы выживания для армянской диаспоры актуальны в тех странах или регионах, которые являются конфликтными зонами, в т.н. горячих точках, где существует армянофобия на национальной или религиозной почве. Как бы армянские общины ни пытались сохранить нейтралитет, бурные события в этих регионах или странах непосредственно или косвенно сказываются на них (убийства, разрушения и пр.).
Продолжительные конфликты оказывают негативное влияние на армянские общины также в ином плане. Они вызывают всеобщий хаос, нарушают экономическую жизнь данной страны, становясь причиной бедности и социальных кризисов, что, в свою очередь, вызывает рост преступности и других негативных явлений. Представители армянских общин данной страны вместе с ее населением становятся мишенью таких преступлений, как грабежи, убийства, похищения людей и требование выкупа за их освобождение и пр.
В результате продолжительных конфликтов и нестабильности армянские общины несут человеческие и имущественные потери – погибшие, раненые и ставшие беженцами соотечественники, разграбленное имущество, а также частная и общинная недвижимость (дома, магазины, школы, церкви и пр.)
4. Причиной эмиграции, помимо вышеперечисленных ситуаций, являются также такие факторы, как чуждая социально-цивилизационная среда, низкий уровень демократических свобод, неблагоприятные социально-экономические условия, ограниченность возможностей для разворачивания экономической деятельности и т.д. В армянских общинах тех стран, в которых есть перечисленные факторы, заметна миграция в страны с родной социально-цивилизационной средой, демократическими свободами, благоприятными социально-экономическими условиями и широкими возможностями для занятия экономической деятельностью.
Какими бы ни были причины эмиграции, все равно она оказывает изнуряющее воздействие. В результате редеют ряды членов армянских общин, что негативно сказывается также на деятельности общинных структур. В случае сохранения и усугубления современных тенденций эмиграции ряду диаспоральных общин грозит перспектива окончательного исчезновения. Лучшее доказательство сказанному – пример некогда процветающей армянской общины Индии, которой сегодня, можно сказать, нет. Утешительным обстоятельством в таком случае могла быть репатриация покидающих свои общины армян на историческую родину. Однако такая тенденция сегодня крайне слаба: лишь незначительная часть из них держит путь в Армению.
Очевидно, что если первые два из вышеперечисленных факторов – потеря составляющих национальной идентичности и смешанные браки – касаются духовной безопасности, то два последних фактора – проблема выживания и эмиграция – относятся к физической безопасности.
В плане вызовов безопасности следует отметить, что армянские общины, находящиеся в различных регионах мира, в зависимости от характерных для этих регионов факторов определенным образом отличаются друг от друга. Если, например, для армянских общин западных стран как вызовы доминируют проблемы сохранения национального облика и смешанные браки, то в армянских общинах Среднего Востока приоритетны проблемы выживания и эмиграции.
Географически армянские общины диаспоры находятся в следующих четырех крупных регионах:
1. Американский континент (США, Канада, Уругвай, Аргентина и пр.),
2. Европа (Франция, Великобритания, Германия, Болгария, Румыния, Венгрия, Греция и пр.),
3. Постсоветское пространство (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан и пр.),
4. Средний Восток (Ливан, Сирия, Иран, Израиль и пр.).
У армянства Америки и Европы в основном нет проблем выживания и эмиграции. США, Канада, страны Западной и Восточной Европы в основном отличаются внутриполитической стабильностью. Здесь остро не стоят также этнические и религиозные противоречия, которые могут стать источником частых и продолжительных внутренних и внешних потрясений. Что же касается эмиграции, то внутренняя стабильность и сравнительно благополучные социально-экономические условия не только нейтрализуют возможность подобных вызовов, но и стимулируют приток армян в эти страны из других армянских общин диаспоры и из Армении. В результате армянские общины этих стран и, в частности, США, Канады, стран Западной Европы не только не редеют, но и постоянно пополняются новыми армянами.
Вместо этого в этих странах остро стоит проблема ассимиляции или потери национальной идентичности. Общая христианская социально-цивилизационная среда, широкие экономические и политические свободы создают широкие возможности для быстрой интеграции армянства в общества этих стран – освоить их язык, социально-культурные ценности, достичь высокого положения в политической, общественной, культурной, экономической и других сферах. Это, с одной стороны, способствует увеличению потенциала армянских общин и армянства в целом, но в то же время создает определенную угрозу для сохранения национальной идентичности. В результате быстрой интеграции в местные общества представители армянских общин из поколения в поколение теряют такие составляющие национальной идентичности, как родной язык, сопричастность национальной истории и культуре, национальное самосознание и пр. Взаимная интеграция местных обществ и армянских общин широко стимулирует также смешанные браки, которые также являются серьезными вызовами для сохранения армянской идентичности за рубежом.
Почти диаметрально противоположная ситуация царит в армянских общинах Среднего Востока. Доминирующая здесь исламская среда, а также ограничения политической и экономической деятельности определенным образом отдаляют армянские общины от местных обществ 2. Это обстоятельство способствует сохранению родного языка и других составляющих национальной идентичности, а также ограничивает количество смешанных браков.
Взамен перед армянскими общинами Среднего Востока остро стоят вызовы выживания и эмиграции. В средневосточном регионе армянские общины постоянно страдают от внутренних и внешних потрясений стран своего пребывания. Здесь наличествуют почти все вышеупомянутые факторы, угрожающие физической безопасности армянских общин и являющиеся причиной эмиграции – армянофобия (Турция), внутренние и внешние войны (Сирия, Ливан, Ирак, Израиль пр.), религиозная нетерпимость в отношении христиан (Турция, Ирак, Сирия и пр.), не столь благоприятные социально-экономические условия, чуждая для армян социально-цивилизационная среда и т.д.
Результатом вышеперечисленных факторов является оскудение и истощение армянских общин Среднего Востока. Например, по сравнению с 50-ми гг. прошлого века в начале 21-го века численность армянской общины Ливана от 120 сократилась до 70-80 тысяч, Сирии – от 150 до 65-70 тысяч, Турции – от 200 до 80 тысяч, Ирана – от 140 до 80 тысяч и т.д. 3 Вследствие последнего сирийского кризиса, согласно руководителю армянских евангелистов Сирии Арутюну Селимяну, погибли более 250 представителей армянской общины. В результате гражданской войны численность армянской общины в этой стране сократилась почти вдвое. В результате иракской войны (2003г.), египетских внутриполитических потрясений на грани исчезновения оказались некогда процветающие армянские общины этих стран.
В смысле вызовов уникален и в некоторой степени противоречив постсоветский период, что обусловлено его социально-цивилизационным разнообразием.
В плане сохранения национального облика армянские общины постсоветского пространства стоят перед серьезными вызовами. В России, Грузии, на Украине и в других странах, в которых местная социально-цивилизационная среда не столь чужда для обосновавшихся армян, где армянство глубоко интегрировано в местные общества и носит на себе их социально-цивилизационное влияние, под серьезной угрозой оказывается сохранение составляющих национальной идентичности – языка, культуры, исторической памяти. Очевидно, что в условиях глубокой интегрированности в постсоветских странах широкое распространение имеют смешанные браки между армянами и представителями других национальностей.
Что же касается выживания армянских общин, следует отметить, что, хотя постсоветское пространство своей нестабильностью и конфликтами сегодня не сравнить со Средним Востоком, тем не менее, здесь также существуют и время от времени проявляются угрожающие безопасности армянских общин факторы. Периодически повторяющиеся внутриполитические потрясения, обострение замороженных конфликтов (например, пятидневная грузино-осетинская война 2008г.), проявления нетерпимости в отношении иностранцев, террористические акты (в основном в России) негативно влияют на армянские общины.
Сегодня самой неспокойной страной постсоветского пространства является Украина, с осени 2013г. испытывающая внутриполитические потрясения. Это, естественно, не может не воздействовать на многочисленную армянскую общину Украины, что, однако, пока что профессионально не изучалось.
Что же касается эмиграции, то, хотя в постсоветских странах социально-экономические условия не столь благоприятны, как в развитых странах Америки и Европы, однако численность армянских общин здесь не только не сокращается, но и увеличивается за счет мигрантов из Армении. И, несмотря на исламскую социально-цивилизационную среду постсоветских стран Среднего Востока, наличие в этих странах светских режимов пресекает религиозную нетерпимость в отношении армян и таким образом нейтрализуют их возможную эмиграцию.
Таким образом, несмотря на периодически потрясения и тенденции нестабильности в постсоветских странах, по большому счету у армянских общин здесь на сегодня нет проблем физической безопасности, поскольку они жизнеспособны и периодически пополняются. Единственным исключением можно считать Грузию, где численность армян как в советский, так и в постсоветский периоды регистрировала тенденцию стабильного сокращения. Вопрос связан с социально-экономическими трудностями, а также с проявлениями национализма во внутриполитической жизни Грузии.
Обобщая, отметим, что в рассеянных по миру армянских общинах в плане безопасности превалируют разные проблемы. Если в армянских общинах американского континента и Европы доминируют проблемы сохранения национального облика и смешанных браков, то армянские общины Среднего Востока в основном стоят перед вызовами выживания и эмиграции. Промежуточное место занимают армянские общины постсоветского пространства, где наличествуют проблемы как духовной безопасности, так и физического существования. Однако отсутствие эмиграции в этих общинах, а также перманентный приток армян в эти страны постоянно поддерживает жизнеспособность этих общин. Следовательно, у армянских общин постсоветского пространства сегодня нет проблемы окончательного исчезновения. В их случае основными вызовами, равно как и для армянских общин Америки и Европы, являются проблемы потери национальной идентичности и смешанные браки.
1 Налчаджян К., Родина и патриотизм (психологичексий анализ) // Безопасность Армении в контексте региональных военно-политических процессов. – Ер.: изд. ЕГУ, 2013, сс. 40-41.
2 Хотя отдельно взятые армяне благодаря своему таланту и трудолюбию смогли добиться больших успехов и высокого положения в обществах стран Среднего Востока.
3 Данные см.: Гаспарян С., Армянские общины диаспоры сегодня, контуры культурной жизни. – Ер.: Государственное издательство Армении, 1962, с. 246; энциклопедия «Армянская диаспора». – Ер.: изд. «Армянская энциклопедия», 2003, сс. 290, 508, 175, 235.
Ваграм Овян, Эксперт Арменоведческого центра НОФ «Нораванк»
«Глобус» аналитический журнал, номер 5, 2014