Вопрос о возможном возобновлении железнодорожного сообщения между Россией и Грузией через отколовшуюся от Грузии Абхазию грозит стать настоящим испытанием для грузинских властей.
После смены власти в Грузии в 2012 году вопрос об открытии железной дороги через Абхазию периодически накалял страсти в стране.
Горячие дебаты о целесообразности возобновления железнодорожного сообщения вновь активизировались в Грузии после появившегося в СМИ заявления президента "Российских железных дорог" Владимира Якунина о том, что РЖД рассмотрят вопрос об открытии движения через Абхазию и Грузию в Армению.
"Нам будет нужно сейчас сосредоточиться на рассмотрении вопроса об открытии движения через Абхазию и Грузию в Армению. К сожалению, проблема носит чисто политический характер и связана с накопившимися противоречиями своего времени между Грузией и Абхазией", - цитирует Якунина агентство АРКА.
Железнодорожное сообщение через Абхазию, прерванное более двадцати лет назад, имеет важнейшее значение для соседствующей с Грузией Армении.
Но как в самой Грузии, так и за ее пределами у открытия железной дороги через Абхазию, которую Грузия считает оккупированной территорией, немало противников.
Важный вопрос
"Это России нужно, чтобы перевозить военные грузы в Армению... "
Александр Рондели, президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований (GFSIS)
О готовности обсуждать возможное открытие железной дороги через Абхазию грузинские власти заявляли ещё год назад, отмечая, что прогресс в решении этой проблемы зависит не только от Тбилиси. Однако с тех пор вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки.
После встречи президента Армении Сержа Саргсяна до его визита в Грузию с президентом "Российских железных дорог" появились предположения, что возобновление железнодорожного транзита через Грузию станет ведущей темой в ходе визита Саргсяна в Тбилиси.
Но представители грузинских властей говорят, что важнейший для Армении вопрос даже не обсуждался во время встреч с президентом Армении.
"Ни одного слова о железной дороге на этой встрече сказано не было", - сказала в четверг журналистам министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе.
Сам Саргсян в заявлении телеканалу "Рустави-2", переведенном на грузинский язык, отметил, что функционирование железной дороги имеет жизненно важное значение для Армении, но серьезного обсуждения этого вопроса не было.
Между тем грузинский госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил, что вопрос открытия железной дороги - одна из тем российско-грузинских отношений, которая может быть рассмотрена.
"Включено много сторон, много интересов, нужно, конечно, детально над этим работать, - сказал Закареишвили в интервью "Рустави-2".- На политическом уровне ещё [бывший] премьер-министр Бидзина Иванишвили сказал, что это важная тема, которую нужно рассматривать, но детального обсуждения ни с одной из сторон пока не было".
По словам специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураба Абашидзе, грузинская сторона готова выслушать предложения России по поводу открытия этой железной дороги, однако пока трудно говорить, в каком формате может рассматриваться этот вопрос.
"Этот вопрос в формате нашего двустороннего грузино-российского диалога вплотную не рассматривался, - сказал Абашидзе в интервью Русской службе Би-би-си. - Мы смотрим на это так: если российская сторона в этом заинтересована, мы готовы выслушать, как она себе представляет возможное восстановление железнодорожного движения через Абхазию".
По словам Абашидзе, в начале 2000–х годов этот вопрос уже поднимался, была создана грузино-российская рабочая группа, но до конкретных решений тогда так и не дошло.
"Как только дело дошло до политики, появились очень серьезные препятствия. Возникли вопросы о том, как называется территория, по которой будет проходить железная дорога и другие вопросы, связанные с этой политической проблемой", - заявил Абашидзе.
Позиция Сухуми
В Сухуми говорят, что никаких предложений по этому поводу пока не поступало, и серьезно этот вопрос с абхазской стороны не обсуждался.
"Никто с нашей стороны искусственно не препятствовал этому обсуждению. Мы были готовы рассматривать взаимовыгодные предложения, - написал Русской службе Би-би-си через социальную сеть Facebook и.о. замминистра иностранных дел отколовшейся Абхазии Ираклий Хинтба. - Руководство страны всегда обоснованно интересовалось политико-правовыми аспектами функционирования абхазского участка железной дороги и сопряженными с ними вопросами безопасности ввиду неурегулированных отношений с Грузией".
По его словам, в Абхазии до сих пор нет четкого, подкрепленного расчетами представления об экономических выгодах реализации этого проекта.
"Несомненно, произойдет реанимация относительно крупной железнодорожной отрасли Абхазии - а это сотни новых рабочих мест, восстановление социальной инфраструктуры и другие позитивные аспекты, - отмечает Хинтба.- Мы чутко относимся к интересам нашего стратегического партнера - Российской Федерации, которые могут быть связаны с реализацией этого проекта. В любом случае, вопросы открытия сквозного железнодорожного сообщения через Абхазию должны обсуждаться квалифицированно и конструктивно. Эта задача встанет уже перед новым руководством Абхазии".
Если сторонам все же удастся прийти к согласию и найти правовую формулу без ущемления интересов абхазской стороны, перспективы реализации этого железнодорожного проекта уже будут зависеть от его экономической и практической целесообразности для заинтересованных участников, отметил Хинтба.
Путь к миру
Для Армении открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию – это возможность прямого непрерывного железнодорожного сообщения с внешним миром, отмечает заместитель директора Института Кавказа в Ереване Сергей Минасян.
"В силу того, что Азербайджанская железная дорога [для Армении] закрыта, я не уверен, что армянские товары даже теоретически могли бы поставляться на внешний рынок через территорию Грузии, - говорит Минасян в интервью Би-би-си. - Других железнодорожных путей через Грузию не существует, а поставки через черноморские порты удорожают возможность транзита грузов через Грузию. То есть, фактически, это создание непрерывного железнодорожного сообщения с остальным миром".
Между тем решение этого вопроса сегодня зависит не столько от Армении и даже Москвы, сколько от возможного формата грузино-абхазских отношений, говорит эксперт.
По его словам, если железная дорога через Абхазию все же будет открыта, это будет первым примером на Южном Кавказе восстановления разрушенных в результате конфликтов 90-х годов транспортных путей.
"Хотя, как я понимаю, особого желания восстановления этой железной дороги нет ни с абхазской, ни с грузинской стороны, и у каждой из сторон есть на это свои определенные причины", - говорит Минасян.
Опасный шаг?
"В силу того, что Азербайджанская железная дорога [для Армении] закрыта, я не уверен, что армянские товары даже теоретически могли бы поставляться на внешний рынок через территорию Грузии"
Сергей Минасян, заместитель директора Института Кавказа в Ереване
В самой Грузии отношения к открытию дороги через Абхазию далеко неоднозначное.
В то время как некоторые считают, что такой шаг может положительно сказаться на отношениях Тбилиси с Москвой и даже с Сухуми, есть опасения, что восстановление железнодорожного транзита через Абхазию снизит грузооборот через грузинский порт в Поти, а также нанесет ущерб строящемуся транспортному коридору Баку-Тбилиси- Карс.
Кроме того, грузинские политологи считают, что открытие железной дороги может испортить отношениям Грузии с важнейшим для Грузии партнером - Азербайджаном - и нанести серьезный вред национальным интересам самой Грузии.
"Это политический вопрос, и нам, я думаю, в этом плане уступать не нужно, - сказал Би-би-си президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований (GFSIS) Александр Рондели.- Это России нужно, чтобы перевозить военные грузы в Армению... Наши отношения с Россией не такие, чтобы мы открывали железную дорогу и им потакали. Это вопрос и грузино-азербайджанских отношений, и вопрос Абхазии, где помимо политических, возникают правовые вопросы".
Между тем, по мнению российского политолога, старшего научного сотрудника Центра Кавказских исследований МГИМО Николая Силаева, юридический выход для возобновления транзита через Абхазию найти можно, и определенный опыт в этом плане уже есть.
"Соглашение о таможенных коридорах, связанное с ВТО, как раз и предполагает юридический выход из этой непростой ситуации. В этом смысле, правовые вопросы, как мне кажется, как раз могут быть разрешены, - говорит Силаев в интервью Би-би-си. - Что касается политических вопросов, конечно, восстановление транзита не станет со стороны Грузии признанием Абхазии, но грузинская дипломатия традиционно исходит из того, что это было бы уступкой и в обмен на уступку надо что-то получить. При такой логике, я думаю, договориться будет трудно"