Соломоново решение

Две истории, так или иначе связанные с современными конфликтами.

История первая: финскую, или шведскую?

Западные неправительственные организации любят возить армян и азербайджанцев на Аландские острова. Это небольшая группа островов, входящих в состав Финляндии, но населенных, главным образом, шведами. Они имеют особый статус, шведский там является государственным языком, есть свой парламент, свое гражданство, являются демилитаризованной зоной, жители островов не служат в финской армии, и вообще, шведы с Аландских островов практически никак не зависят от Финляндии.

Западные люди честно думали (возможно, думают и сейчас), что если армян и азербайджанцев ознакомить с жизнью на островах, то они могут задуматься о плюсах такой модели общежития и, возможно, согласятся с тем, чтобы Карабах получил аналогичный статус.

Армяне же обычно думают: «Вот если бы азербайджанцы были финнами, то тогда, конечно, можно было бы и подумать. Но ведь они же азербайджанцы! Те же, в свою очередь, тоже думают: «Вот если бы армяне были шведами, то тогда…» Ну, вы понимаете: они не шведы, а армяне, так что об аландской модели для Карабаха и думать не приходится.

При этом, однако, и те, и другие очень любят ездить на Аландские острова за счет европейских налогоплательщиков, проводить там всяческие семинары и посещать с визитами местный Лагтинг. То есть парламент.

Там армяне и азербайджанцы друг с другом обычно не конфликтуют – если, конечно, где-нибудь в городе Мариехамн не устраивается семинар, на котором положено спорить о Карабахе, беженцах, 20% и прочих, к сожалению, так хорошо знакомых нам вещах.

Но один раз конфликт был – и нешуточный.

Случился он в первый день очередного семинара, где обсуждались преимущества Аландской модели мирного сосуществования. Поспорив друг с другом на заседаниях, отстояв свои позиции и практически выиграв Карабах для своей стороны, участники семинара собрались в гостиничном холле. Им предстояло решить важнейшую задачу: что пить вечером.

Азербайджанцы настаивали на водке «Финляндия», потому что все-таки Финляндия – метрополия, и надо уважить страну, которой де-юре принадлежат Аландские острова.

Армяне же требовали водку «Абсолют», так как на островах живут шведы, государственный язык там – шведский, и вообще, эта территория де-факто шведская. Так что и водку надо пить соответствующую.

Разговор о выпивке грозил вылиться в крупный межнациональный конфликт. Потенциальные посредники – западные организаторы семинара – расслаблялись в соседнем баре и вмешаться в конфликт не могли. А тем временем, «Финляндия», – неслось из одного угла гостиничного ресепшена. «Абсолют», – настаивали из другого.

Страсти накалялись. Казалось, семинар вступал в активную стадию конфликта.

Но на этот раз в споре представителей двух кавказских народов победил здравый смысл. И как вы думаете, каким было решение участников встречи?

Так вот: было принято поистине соломоново решение: вечером первого дня участники семинара пьют «Финляндию», а во второй день – «Абсолют». В третий же вечер каждый пьет ту водку, которую захочет.

На научном языке это называется трансформация конфликта. Вот так, оказывается, можно решать межнациональные конфликты – без посредников и к обоюдному удовольствию.

История вторая: «Украину не брать»

В начале 80-х годов один из моих друзей жил и работал в Якутии. Был он геологом и трудился в геологической партии, разведывавшей то ли алмазы, то ли золото. А может, и то, и другое.

И когда пришло время, он отправился в отпуск домой, в Ереван. До отъезда глава его геологоразведочной партии по имени Абрам Соломон дал ему список товаров, которые были совершеннейшим дефицитом в Якутии, но – кто знает – вероятно, их можно было достать в Ереване. Одним из пунктов значилась пишущая машинка с русским шрифтом. Желательно, «Эрика».

Отдохнув дома, наевшись вволю домашней долмы и разнообразных армянских фруктов, мой друг отправился по магазинам, чтобы закупить всякую всячину из списка. Все было в порядке, только вот из пишущих машинок в ереванских магазинах продавали только «Украину». Помните, были такие машинки, причем в двух модификациях – механической и электрической.

Не зная, что делать, друг мой послал в Якутск телеграмму: дескать, не знаю, что делать, «Эрики» в магазинах нет, есть только «Украина».

На следующий день в дверь постучал посыльный. В руках у него была срочная телеграмма из Якутска:

«Украину не брать. Соломон».

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.