Я не могу принять нынешнюю архитектурную моду -- ставить колонны без капителей. Да, с точки зрения конструктивности здания, возможно, и нет никаких проблем. Но это некрасиво. Когда смотришь на такую колонну, кажется, что это просто труба, поставленная на попа. Возможно, я устарел, и уже идут поколения, которым это будет нравиться. Возможно. 
Наверно, отчасти поэтому я не сделал ни одной фоторафии фасада второго -- нового -- здания Матенадарана. 
Скажу честно, я немного побаивался идти туда, потому что не знал, что меня ожидает. Сначала я хотел упросить автора здания Артура Месчяна повести меня туда и показать Матенадаран, но не получилось. Но зато я гулял по этому зданию вместе с кузиной Гоар Мурадян, которая доктор наук и известна в мире как видный специалист-арменовед (а еще она  прекрасный переводчик). 
Здания не видно даже при подходе к Матенадарану -- Месчян "спрятал" его от прохожих из уважения к архитектуре Григоряна. На самом же деле, Месчян смог создать здание без фасада, без внешней стороны -- у второго корпуса Матенадарана просто нет внешнего вида, и это я считаю достижением автора. Его Институт древних рукописей весь сконцентрирован на своей сути -- изучения манускриптов. 

На полу фойе выложен стилизованный план знаменитой церкви VII века Звартноц. 



Книгохранилище мне не показали, причем, я предполагаю, что, главным образом, из-за личной неприязни ко мне главного хранителя, с которым я вел принципиальные политические споры в бытность мою депутатом. Он этого и не скрывал. Меня это удивило -- все-таки прошло 20 лет -- жизнь целого поколения. 
Но факт остается фактом: придется мне посмотреть книгохранилище (и показать его вам) как-нибудь в другой раз. 
А это -- отдел реставрации рукописей. От коридора его отделяет стеклянная стена. Я писал о его работе и о нескольких отреставрированных рукописях. 



В актовом зале, сохраняя традиции Матенадарана, фреска -- Месроп Маштоц с учениками. Интересно, что в первом Матенадаране "иконостас" составляли разные деятели Средневековья, чьи имена и творения дошли до нас, в том числе, благодаря библиотеке Матенадарана, мозаика показывает битву 451 года, определившую будущее Армении, триптих -- разные периоды развития искусства... Во втором же здании, видимо, не так много места и возможностей для такого синтеза искусств. 
Интересно, что в одном из залов первого здания, был барельеф с портретом Ленина работы Меркурова. После падения СССР Ленина убрали, а на его месте сварганили фреску с Григором Нарекаци. Я говорю "сварганили", потому что она не подходит к зданию по стилю, да и по качеству, с моей точки зрения, сильно отстает от всего остального... 


Но вернемся в новое здание. Прекрасный читальный зал. И, как это было в годы моего студенчества, когда во втором зале  Матенадарана сидели художники-миниатюристы, копировавшие рукописи, так и сейчас. Но это, конечно, уже другие рукописи и другие люди их копируют...

И пока в первом здании идет ремонт, чтобы перенести туда всю музейную часть, выставочный зал перенесли во второе здание. И что меня очень приятно удивило -- количество посетителей. Их было действительно много. 

А экспозиция была той же. Многие стенды я просто помнил по старому зданию. Вот книга с одного из стендов -- армянский, грузинский и албанский алфавиты -- буквы и их звуковое значение. 

Не думаю, что этот кувшин имеет важное историческое значение для развития книжного дела в средневековой Армении. Но он красиво смотрится. 

А это -- витрина с красками, которые использовали, когда расписывали рукописи. Многие миниатюры дошли до нас, не поблекнув. Но столетия назад люди знали, как готовить краски, которые не выцвели спустя 600-1000 лет. 

А это -- одна из первых географических карт на армянском языке. Если не ошибаюсь, XVI век. 

И напоследок -- винтовая лестница. Вообще, признаюсь, винтовые лестницы оставляют на меня какое-то магическое впечатление. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.