Роберт Фиск: Цель Запада в Сирии — не жестокий режим Асада, а его союзник Иран и его ядерное оружие
Сравнима ли хоть одна ближневосточная война с нынешней по степени своего лицемерия? По степени трусости и безнравственности, по степени лживой риторики и публичного унижения? Я говорю не о физических жертвах трагедии в Сирии. Речь идет о лживости наших правителей и нашего общественного мнения — как западного, так и восточного, проявляющейся в их реакции на сирийскую резню, эту жуткую пантомиму, напоминающую скорее сатиру Свифта, чем Толстого и Шекспира.
Пока Катар и Саудовская Аравия вооружают и спонсируют сирийских повстанцев для свержения алавито-шиитской/баасистской диктатуры Башара Асада, из Вашингтона не прозвучало ни слова критики в их адрес. Президент Барак Обама и его государственный секретарь Хиллари Клинтон говорят, что хотят установления демократии в Сирии. Но в Катаре авторитарный режим, а Саудовская Аравия принадлежит к числу самых вредоносных диктатур-халифатов арабского мира. Правители обоих государств получили власть по наследству — как и Башар, а Саудовская Аравия — союзник сирийских повстанцев-ваххабитов и в свое время была самым горячим сторонником афганских талибов, словно пришедших из мрачного средневековья.
Более того, 15 из 19 угонщиков и массовых убийц, совершивших теракт 11 сентября 2001 года, были родом из Саудовской Аравии. Разумеется, после этого мы стали бомбить Афганистан. Саудовцы угнетают свое шиитское меньшинство, а теперь желают уничтожить алавито-шиитское меньшинство в Сирии. И мы верим в то, что Саудовская Аравия хочет установить в Сирии демократию?
Далее идет шиитское движение «Хезболла» в Ливане, правая рука шиитского Ирана и союзник режима Башара Асада. Уже тридцать лет «Хезболла» защищает угнетаемых шиитов южного Ливана от израильской агрессии. Они преподносят себя как защитников прав палестинцев на Западном берегу Иордана и в Секторе Газа. Но в условиях медленного коллапса своего беспощадного союзника в Сирии они потеряли дар речи. Они, включая своего царственного предводителя Саида Хасана Насраллу, не вымолвили ни слова об изнасилованиях и массовых убийствах сирийских мирных жителей солдатами Башара и военизированными группировками «шабиха».
Теперь перейдем к героям Америки — госпоже Клинтон, министру обороны Леону Панетте и самому Обаме. Клинтон делает Асаду «строгое предупреждение». Панетта — тот самый человек, который повторял американским военнослужащим в Ираке все ту же ложь о причастности Саддама к терактам 11 сентября, — объявляет, что ситуация в Сирии «выходит из-под контроля». Она выходит из-под контроля уже полгода. Неужели он только что это осознал? А на прошлой неделе Обама заявил, что «с учетом наличия у режима ядерного арсенала мы продолжим давать понять Асаду… что мир наблюдает за ним». Постойте, разве не газета под названием Skibbereen Eagle из ирландского графства Корк, напуганная экспансионистскими планами России в Китае, объявила, что «следит за русским царем»? Теперь настала очередь Обамы показать, насколько незначительно его влияние в крупнейших мировых конфликтах. Башар, должно быть, трясется от страха.
Но какая из американских администраций действительно хотела, чтобы вся история преступлений его режима открылась нашему взору? Всего несколько лет назад администрация Буша отправляла мусульман в Дамаск к дознавателям Башара, которые для получения информации вырывали им ногти и бросали их по просьбе правительства США в ту жуткую тюрьму, которую на прошлой неделе вдребезги разнесли сирийские повстанцы. Западные посольства прилежно передавали списки вопросов мучителям ее узников. Как видите, Башар был нашим парнем.
От всей души должна благодарить нас и еще одна страна: Ирак. Там на прошлой неделе в течение дня произошло 29 взрывов в 19 городах, в результате которых погибло 111 мирных жителей и было ранено еще 235. В тот же день кровавая баня в Сирии унесла жизни стольких же ни в чем не повинных людей. Но новости из Ирака не так важны, как донесения из Сирии, и помещаются, как принято говорить у журналистов, в «подвал», потому что мы дали Ираку свободу, джефферсоновскую демократию и т.д. и т.п. — не так ли? Поэтому эта резня к востоку от Сирии не имеет такого значения, правда? Нынешние страдания Ирака никак не связны с тем, что мы там делали в 2003 году. Так?
И, если уж речь пошла о журналистике, то кто в BBC World News решил, что всю прошлую неделю подготовка к Олимпиаде должна была иметь больший приоритет, чем бесчинства, творимые в Сирии? Естественно, что для британских газет и ВВС в Британии Олимпиада будет главной новостью раздела «В стране». Но служба ВВС, сообщающая миру «всемирные» новости, почему-то решила, что пронос олимпийского огня важнее гибели сирийских детей — несмотря даже на то, что ее мужественный репортер отправляет свои депеши непосредственно из Алеппо.
Теперь перейдем к нам, милым либералам, на первый зов высыпающим на улицы Лондона, чтобы выразить свое возмущение убийством палестинцев израильтянами. Разумеется, праведное. Когда наши политические лидеры с радостью осуждают арабов за их варварство, но не смеют произнести и слова критики, пока израильская армия совершает преступления против человечности или наблюдает за тем, как ее союзники делают это в Ливане, простым людям приходится напоминать миру о том, что они не такие робкие, как политики. Но когда число жертв в Сирии достигает 15 или 19 тысяч — что раз в четырнадцать больше, чем во время безжалостных ударов Израиля по Сектору Газа в 2008-2009 годах — практически никто, кроме сирийских эмигрантов, не выйдет на улицу, чтобы осудить эти преступления против человечности. Преступления Израиля не имели подобного масштаба с 1948 года. Справедливо это или нет, но посыл дается такой: мы требуем справедливости и защищаем право арабов на жизнь, если их уничтожает Запад и его израильские союзники, но не когда их уничтожают такие же арабы.
А между тем мы забываем о «большой» правде. О том, что попытка свергнуть сирийскую диктатуру связана не с нашей любовью к сирийцам, ненавистью к нашему бывшему другу Башару Асаду или возмущением действиями России, место которой в пантеоне лицемеров очевидно, если проследить за ее реакцией на мини-Сталинграды по всей Сирии. Нет, речь идет об Иране и нашем желании сокрушить Исламскую республику и ее зловещие ядерные планы — если таковые существуют — а вовсе не о правах человека, праве на жизнь или гибели сирийских младенцев. Quelle horreur!
The Independent", Великобритания